Легенды и предания Башкирии

Страница: 11/11

Эпические сказания, без всякого сомнения, являются одним из основных источников по изучению культуры, быта, традиций народов. Но они, с другой стороны, отражают и культурно-психологический портрет народов. В них собраны многовековые представления народов о мироздании, системе общественных отношений, идеи развития общественного бытия, в них нашли отражение генезис и современное состояние общественного сознания. Все эти достоинства позволяют опираться на эпос как многопрофильное произведение по изучению как отдельных сторон быта, психологии, мен­талитета народа, так и всей сово­куп­ности его культурного и общес­твен­ного положения.

Заключение

Эпос, как фундаментальное произведение, затрагивает и освещает большой круг вопросов. С этой точки зрения он — незаменимый источник для исследователя. Но, кроме него, народное творчество располагает богатыми и разнообразными жанрами, в которых мы тоже можем найти интересующие нас сведения о тех или иных сторонах быта. Поговорки и пословицы, песни и кубаиры, сказки и сказания передают эмоциональную сторону переживаемых народом событий. В них мы можем обнаружить и отпечаток веками складывавшихся взаимоотношений с соседними народами, и отношение к тем или иным событиям из собственной истории. Другими словами, народное творчество является богатейшей основой по изучению жизнедеятельности народов. Необходимо только бережно к нему относится и сохранить его как уникальную духовную культуру, уже ставшую неотъемлемой частью общецивилизационного культурного фонда.

В эпоху общественных трансформаций народное творчество не остается безучастным к нему. Оно живо реагирует на изменившиеся формы бытия. Частушки, песни, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества отражают те или иные стороны современных процессов. Некоторые из них в шутливых, юмористических формах высмеивают отдельные недостатки трансформационных процессов, его темпов, направлений, полезности или бесполезности предпринятых мер и т.д. Конечно же, сейчас трудно ожидать, что возродятся эпические формы народного творчества. Ведь общественное сознание все больше приобретает научное содержание. Но это не значит, что народное творчество станет беднее, а его содержание потеряет былую привлекательность. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток и свои неповторимые черты на безымянное и анонимное творчество этносов.

Этническая культура, впитавшая в ходе многовекового развития и положительные, и отрицательные черты многих культур, в конечном итоге способствует художественному выражению миропонимания, мировосприятия, мироощущения этносов, осмыслению своего места в нем. Любая этническая культура со своими художественными школами, уровнем научного познания, интеллектуального творчества составляет часть общечеловеческой мировой культуры.

Литература

1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство и устное творчество башкир. Уфа, 1994. С. 227

2. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до ХVI века. Уфа, Китап, 1994. С. 8-9.

3. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа. Уфа, 1999. С. 28.

4. Галлямов С Исторические корни башкирского народного творчества и мифологии. Уфа, Башкортостан, 2001. С. 260-261.

5. Башкирско-русский словарь: 32000 слов / РАН, УНЦ. АН РБ; под редакцией З.Г. Ураксина. М.: Дигора, Рус. яз., 1996. С. 251.

Реферат опубликован: 24/04/2008