Легенды и предания Башкирии

Страница: 3/11

Основные виды башкирский эпосов

В башкирском народном творчестве встречаются два вида эпоса: первая группа характерна только для данного этноса — “Урал-батыр”, “Акбузат”, “Кусяк-бей”, “Алдар и Зухра”, а вторая группа — общая по сю­же­ту и героям с другими тюркскими народами — “Алпамыша”, “Кузыйкурпес и Маянхылу”, “Бузегет”. По содержанию можно выделить героический и социально-бытовой виды4 эпоса. Но поскольку эти произведения отражают многостороннюю деятельность главных героев, то необходимо понимать, что такое деление является условным. Кроме того, они выступают и в качестве характеристики общественного положения народа. Главные герои все свои подвиги совершают во имя народа. Среди них есть и реальные исторические лица, которые оставили своими деяниями заметный след в истории края, в судьбе народа, его образе мышления, психологическом складе, верованиях.

Несмотря на то, что многие из них основаны на мифах, можно проследить несколько сюжетных линий, которые позволяют отнести их к разным историческим периодам. Исследователи отмечают, что время создания эпоса “Урал-батыр” восходит ко второму тысячелетию до нашей эры5 ; чуть позже появился эпос “Акбузат”, главный герой которого — Хаубан про­должил те дела, которые не смог за­вершить Урал-батыр. Оба эти эпоса отражают период распада родовых и начала складывания новых общественно-экономических отношений. И их объединяет идея служения народу, думы о его счастье и завтрашнем дне.

Эпос “Урал-батыр” уже давно стал достоянием общественности, хотя единого мнения о его точном возрасте нет. Несмотря на это, уже многие поколения исследователей с неизменностью обращаются к нему, пытаясь вновь и вновь проникнуть в его тайны и разгадать тот символический код, который содержится в нем. И тем не менее этот эпос продолжает удерживать внимание исследователей и вовлекает в свою орбиту все новые поколения ученых. Мы тоже обращаемся к нему, — не только для того, чтобы отдать дань традиции, а с несколько неожиданной стороны: проследить идею развития народа и освещение этой темы в данном и других башкирских эпосах.

«Урал-батыр» - выдающееся создание башкирского народа

Эпос “Урал-батыр” от начала и до конца пропитан идеей народа. В начале произведения понятие “народ” выступает как обобщенный образ и принимает значение “все люди”. В ходе повествования происходит трансформация последнего понятия — оно постепенно превращается в идею народа.

На наш взгляд, данный терминологический трансформизм вполне логичен с точки зрения повествования. Переход от абстрактного к конкретному происходит по мере развития сюжета и связан с конкретными действиями главного героя. Эпос начинается с того, что в стародавние времена на одном из участков суши жили старик Янбирде (Йўнбир¦е) со старухой Ян­бика (Йўнбикў), которые спаслись от потопа. Поэтому символичны и их имена. Йўнбир¦е: а) давший жизнь, ожививший кого-то и б) умерший, отдавший богу ду­шу6 ; Йўнбикў: госпожа, барыня, ду­ша7. “Йўн” с башкирского переводится как “душа, духовный”, и в тексте противопоставляется смерти (“µлем”).

На новом месте (острове) у Янбирде и Янбики рождаются два сына — Шульган и Урал, которые узнают о прежней жизни родителей только по их рассказам8 . Отец говорит им о том, что виной их злоключений является Смерть, которая не видна, но имеет великую силу9 . Она истребила народ там, где они жили, и есть только один способ победить ее — это живой родник в стране дивов. Только испивший воду из этого родника сможет победить Смерть.

Во время одной из удачных охот им попадается лебедь, которая оказывается дочерью царя птиц Самрау Хумай (№омай). Она умоляет людей отпустить ее и обещает показать дорогу к живому роднику. При этом она упоминает, что ее мать Кояш (›ояш, Солн­це) омыла ее тело из этого родника10 . Но во время возникшего спора между Шульганом, который настаивал на том, чтобы съесть эту птицу, и остальными, Хумай, при помощи волшебства, удается скрыться. Таким образом, дорога к живому роднику остается неизвестной. Но старик Янбирде посылает своих детей искать этот родник в ту сторону, куда улетела Хумай. И наказывает детям найти родник, а если повстречается Смерть, то отрубить ей голову и возвращаться назад.

Реферат опубликован: 24/04/2008