Легенды и предания Башкирии

Страница: 4/11

Янбирде сам в некоторой степени выступает в роли смерти, поскольку для окружающего мира он сам ее несет. Однако в прологе произведения, на наш взгляд, заложена одна очень важная гуманистическая мысль — самоценность человеческой жизни, которая дарована и должна быть вечной, как вечен окружающий мир. Борьба со Смертью, а тем более победа над ней — вот цель, ради которой он посылает своих детей, рискуя их потерять. В его понимании смерть одного из них или же гибель обоих имеет менее важное значение, чем гибель множества людей. Экзистенциальное понимание существования человека как борьбы за жизнь, пограничных ситуаций, приближают старика Янбирде к современному осмыслению бытия и сущности человека.

В поисках живого родника пути Шульгана и Урала расходятся. Дальнейшее повествование идет в двух прямо противоположных направлениях (служение добру и злу): честность, открытость, сострадание, готовность к самопожертвованию ради других и хитрость, коварство, жестокость, эгоизм. Если Урал в своих поступках — олицетворение первых качеств, то его брат Шульган — вторых. Он забыл наказ отца, предал его идеалы и, в конце концов, на стороне нечистых сил выступил против брата и всех людей. Такое его поведение в данном эпосе, думается, не случайно, ибо довольно явно читается очень важная мысль: тот, кто выступил против людей, нарушил заветы старших, пренебрег своими родными, кто завистлив и ради удовлетворения своих прихотей пускается во все тяжкие грехи, тот не достоин уважения и даже больше — жить среди людей. И потому в данном эпосе Шульган отвергается обществом и оказывается на стороне дивов, змей, драконов, которые живут на дне озера.

Раздвоение линии повествования — характерный литературный прием, но в данном случае оно несет в себе еще одну особенность, которая связана с оценкой общественной деятельности личности. А как известно, ее сущность раскрывается через поступки. Сравнивая действия, мысли, чувства двух братьев, мы ощущаем не только героический образ одного и эгоистичность другого. Важнее другое — тот, кто не щадит ни своих сил, ни своей жизни за идеалы народа, тот бессмертен и достоин восхищения, уважения и всеобщей любви. Такие лю­ди, сыгравшие в истории народов роль освободителей, вечны в народной памяти, а их подвиги и деяния передаются из поколения в поколение, приобретая мифологизированный (иногда и божественный) образ.

Урал-батыр как раз и выступает одним из таких героев. Его подвиги, борьба за собственные идеалы и наказы отца постепенно превращаются в более глобальную цель — добыть счастье всем людям, освободить их от оскорблений, издевательств, рабства. Поражает альтруистичность поступков главного героя. Он не думает ни о личной славе, ни о своей жизни, а все мысли сосредоточены на другом — как помочь людям обрести бессмертие и избавить их от всех тяжестей, выпавших на их долю. Подвиги его — не самоцель, а реализация светлой мысли о всеобщем счастье и благоденствии людей. Таким образом, в эпосе через его поступки подчеркивается общественное предназначение человека.

Связь героя и народа явна, ибо именно последний является объектом героических усилий батыра. Эта связь становится очевидной в финале произведения. Урал, преодолевая все преграды, наконец-то достигает живого родника. Победив последнего врага на земле, он обращается к народу с призывом о походе за животворной водой, чтобы все смогли напиться этой воды, которая смогла бы превратить людей в бессмертных. Но в этот момент перед ним появляется седой, тощий старик, который обращается к Уралу с просьбой выслушать его.

Он не помнит какого он роду-племени, где жил, кто его родители, но видел много разных событий, хотя непосредственного участия в них не принимал. В какой-то период власть над людьми захватили дивы, и он решил дождаться того времени, когда родится батыр, способный освободить землю от них. Для этого он испил воду из живого родника. И вот это время наступило, но у него двойственные чувства. С одной стороны, он счастлив, что увидел день, когда люди освободились, а с другой, он несчастлив, поскольку он не может умереть. Смерть не берет его, и старик обречен быть вечным. И он предостерегает людей от безрассудного поступка и говорит им, чтобы они не повторяли его ошибок.

Реферат опубликован: 24/04/2008