Поэма в камне

Страница: 3/9

Творческий путь М.П. Малахова.

Михаил Павлович Малахов (1781 – 1842) – крупный зодчий, оставивший яркий след в архитектуре Екатеринбурга первой половины XIX века. Он родился на Украине в семье мелкопоместного дворянина. Детство и ранняя юность его прошли в Черниговском суде и на почте. Юноша рано проявил способности к рисованию и черчению.

М.П. Малахов поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился под руководством И.Е. Старого. Успешно закончив обучение, он получил в 1801 году аттестат первой степени, серебряную медаль и шпагу, которой отмечались наиболее талантливые выпускники. С 16 декабря 1801 года М.П. Малахов начал работать в Петербурге в качестве «архитекторского помощника», сначала в медицинской коллегии, а затем в министерстве внутренних дел. Он участвовал в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров и других зданий в Петербурге. Большое влияние на молодого зодчего оказали А.Н. Воронихин, под руководством которого М.П. Малахов работал на строительстве знаменитого Казанского собора в Петербурге. А.Н. Воронихин, бывший крепостной графов Строгановых, был в то время одним из крупнейших русских мастеров классицизма, академиком Академии художеств. Казанский собор (1801 -–1811) – вершина творчества знаменитого зодчего. Безусловно, участие в таком крупном строительстве явилось для М.П. Малахова большой школой.

В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10 лет работал в качестве «казенного архитектора». Работа, очевидно, не приносила ему удовольствия, в «оренбургский» период зодчим не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения.

Его внимание привлек Екатеринбург, в то время уже бойкий горный город, «живой узел» всех уральский горнозаводских связей. «Азиатская столица» сулила большие возможности для приложения творческих сил выпускника Академии художеств. 1 февраля 1815 года М.П. Малахов Приехал в Екатеринбург и «по объявленному желанию» начал свою работу в качестве архитектора Екатеринбургских заводов.

27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали годами наиболее плодотворной деятельности М.П. Малахова. Он проектировал и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданных по его проектам, украшают многие города и заводы Урала. Выпускник Академии художеств, прошедший столичную школу, стал истинно уральским зодчим. Он работал в тесном содружестве с главным архитектором Пермского горного правления академиком И.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г. Турским и другими известными мастерами Урала. М.П. Малахов не только строил производственные, административные, гидротехнические сооружения, но и занимался планировкой промышленных комплексов. Выезжал в качестве эксперта на Златоустовский, Каменский, Березовский, Воткинский и другие заводы Урала.

С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева, М.П. Малахов сменил его на должности главного архитектора Уральского горного правления. В сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал и строил многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много, работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим – только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана города, а также строить самые разнообразные здания – административные, производственные, культовые, жилые…

Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821), реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835), собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 году создал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая ограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – с нарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был построен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственные здания.

Реферат опубликован: 10/12/2008