Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 24/49

Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле — су­щество еще очень молодое. Известный датский этнограф И. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Зем­ли, втиснутую в рамки одного года, то получилось бы пример­но следующее: "В ноябре впервые появляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские жи­вотные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего го­да'4. Еще более короткий период существования пото 8ар1еп8 на Земле обозначает не менее известный ученый П. Тейяр де Шарден: "Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции"2.

Даже если мы возьмем только развитие биосферы, то и в этом случае история человечества займет лишь очень неболь­шой отрезок времени. Действительно, история биосферы пред­ставляет собой чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появляются человек и общество.

Человек, человеческий разум и общество являются верши­ной естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей оп­ределенностью можно сказать, что человек — дитя Земли. В истории Земли были разные периоды. С точки зрения места в ее истории человека и человечества, их можно разделить сле­дующим образом: 1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни; 2) период геологобиологи-ческой эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза; 3) период духовной эволю­ции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере — сфере взаимодействия природы и об­щества, в пределах которой разумная человеческая деятель­ность становится определяющим фактором эволюции.

Большой вклад в такое понимание естественно-научной картины мира и места человека в истории Земли внес П. Тейяр де Шардев. Согласно ему, в ходе развития Вселенной на Земле естественным "скачкообразным образом" совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Ее эволюция в свою очередь привела к возникновению человека.

Таким образом, человек - дитя Земли. Но речь идет не только о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется в виду гораздо большее. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в пред­шествующей истории. По мнению Тейяра де Шардена, возник­новение мысли — явление, которое знаменует собой "тран­сформацию, затрагивающую состояние всей планеты".

Подобная позиция отражена и во взглядах В.И. Вернадско­го, который писал, что человек не является случайным, незави­симым от окружающего мира существом. По мнению ученого, он есть Часть природы и представляет собой неизбежное про­явление закономерного природного процесса. В ходе эволюции совершенно естественно формировался мозг, который и стал материальной основой разума. Его элементы имеют уже выс­шие животные. Но кульминационная точка — разум человека, его "научная мысль", которая в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразова­нию биосферы в ноосферу.

Постоянно подчеркивая необходимый и всеобщий характер эволюции "природы, космоса или мировой реальности". Вернадский обращает особое внимание на необходимость учета в теории и практике того факта, что "эволюция видов переходит в эволюцию биосферы". Развивая дальше свою мысль, он пишет:

Реферат опубликован: 15/12/2006