Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 25/49

"Эволюционный процесс получает при этом особое геологиче­ское значение благодаря тому, что он создал новую геологиче­скую силу — научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием науч­ной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу1.

С учетом всего сказанного хотелось бы обратить внимание3 на следующие важные положения, которые роднят Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Прежде всего положение о том, что появление разума (Тейяр), научной мысли (Вернадский) в сочетании с трудовой деятельностью человека ведет к превра­щению биосферы в ноосферу. Таким образом, не только эво­люция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его совершенствование в свою оче­редь влияют на развитие Земли и биосферы. И в этом мы все более и более убеждаемся на практике. Правда, что особенно печально, часто с практикой связано не одно лишь сохранение биосферы, а ее разрушение.

Следующий общий для названных ученых вывод состоит в том, что для своего дальнейшего существования люди должны мыслить и действовать не как изолированные индивиды и не в рамках отдельных социальных групп и даже государств, а в гло­бальном масштабе всей Земли. Без этого невозможно дальней­шее существование человека на нашей планете. "Человек впер­вые реально понял, — писал В.И. Вернадский, — что он жи­тель планеты и может — должен — и мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планет­ном аспекте только в области жизни — в биосфере, в опреде­ленной земной оболочке, с которой он неразрывно, законо­мерно связан и уйти из которой он не может. Его существова­ние есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неиз­бежно, закономерно, непрерывно изменяет".

Рассматривая вопрос о месте человечества в истории Земли, мы обязательно сталкиваемся с проблемой, касающейся буду­щей судьбы человека как вида на этой планете. На данном уровне развития научного знания, видимо, она не может быть решена однозначно. "Единственное определенное утверждение о будущем нашего вица состоит в том, что его существование конечно. Из всех когда-либо существовавших видов 99,999% исчезло. Среднее время существования рода плотоядных — только 10 миллионов лет, а среднее время существования вида гораздо короче. Реально жизнь на Земле уже наполовину в прошлом; она началась, судя по ископаемым, около трех мил­лиардов лет назад, а Солнце примерно через 4 миллиарда лет превратится в красный гигант и поглотит в своем огне жизнь на Земле, а в конечном счете и саму Землю".

Спрашивается, как же относиться к этому далеко не утеши-тельному для человечества утверждению? Думается, что впадать в пессимизм все-таки рановато. Во-первых, потому, что у чело­вечества, как пишет и сам автор процитированной книги, оста­ется в запасе еще достаточно времени чтобы найти выход из этой не очень приятной ситуации. И, во-вторых, время, остав­шееся до того периода, когда Солнце, превратившись в крас­ный гигант, поглотит жизнь — это время развития собственно человеческой жизни. История показала, что чело­веческий разум и деятельность не имеют предела совершенст­вования и развития. А ведь от начала неолитической револю­ции, когда произошел переход от собирательства к производя­щему хозяйству, от времени образования города, прошло всего не более 10 тыс. лет. За данный период произошли революци­онные изменения в сознании и деятельности людей. Эти изме­нения можно сравнить с тем скачком в эволюции, который привел благодаря развитию центральной нервной системы че­ловека, его рук и мозга, к освобождению человечества от био­логических ограничений, присущих нашим животным предкам.

Реферат опубликован: 15/12/2006