Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 27/49

До XIX в. в европейской мысли господствовала теистиче­ская антропологическая концепция, согласно которой мир поя­вился в результате акта божественного творения по принципу:

"И сказал Бог: да будет . и стало .". Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию Нашему . И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. I, 26, 27). Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее являются точно такими же, как настоящее. Это пол­ностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так сказал Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает эту теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый, геолог Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологиче­скую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сход­ство современных и древних геологических процессов.

Вслед за ним в 1796 г. французский астроном, математик и физик П.С. Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа).

В этом же году дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин, опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы "Зоономия". В ней в натурфи­лософской форме он развивал представления об эволюции жи­вотных под влиянием внешней среды.

Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес и предшественник Ч. Дарвина французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк. Он создал достаточно целостную концепцию эво­люции живой природы, согласно которой виды животных и рас­тений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стрем­ления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгла­сил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл её подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин "биология".

Таковы были естественно-научные предпосылки возникно­вения эволюционной теории Ч. Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд "Происхождение видов путем ес­тественного отбора". В этой работе на основе обобщения ре­зультатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции оргаяического мира. В 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой отбор" Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследствен­ности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организ­мов. Наследственность закрепляет их. Под воздействием естест­венного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволю­ции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет в конечном счете к образованию новых видов.

Реферат опубликован: 15/12/2006