Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 31/49

Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и боль­шое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных из­менений, свидетельствующих о происходящей культурной эво­люции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции hото 8арiens. Политиче­ские, экономические и социальные изменения во многих стра­нах, обусловливающие улучшение жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение за­висимости человека от естественного отбора. Проще говоря, в современных условиях уменьшение или увеличение ассигнова­ний на здравоохранение прямо влияет, на тенденцию усиления или снижения роли естественного отбора. При этом важно от­метить, что значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор — это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

Естественный отбор у человека происходит главным обра­зом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются из здоровых в генетическом отношении клеток. Об этом свиде­тельствует тот факт, что крупные генетические нарушения в половых клетках родителей в подавляющем большинстве случа­ев обусловливают гибель оплодотворенных яйцеклеток и заро­дышей на ранних стадиях развития.

А меняются ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, физический облик, умственные способности? Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане? Прежде всего коснемся физического здоровья. Очевидно, что его состояние за историю Ьото 5ар1еп8 существенно улучши­лось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75—78 лет, т.е., по данным современной науки, ее уровень приближается к средней "нормальной" продолжительности жизни пото 8ар1еп8 — 80—90 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способ­ностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), английский психо­лог и, антрополог Ф. Гальтон, был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представи­тели низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — 101. В то же время именно они имеют большее число детей. Причем статистические данные, свиде­тельствовавшие о более высоком репродуктивном уровне людей с низким 10, были. широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих данных Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что чело­веческий вид будет все более наполняться "худшими породами" людей и, следовательно, уменьшать свой 10. Однако в начале 60-х гг. вывод о том, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и 10, был при­знан ошибочным. И сегодня нельзя считать доказанным, что коэффициент интеллектуальности у людей обусловлен генети­чески.

Сегодня вопрос о том, становятся ли современные дети бо­лее интеллектуально развитыми, является дискуссионным. По­ка нет данных, свидетельствующих о том, что рост интеллекта детей, на который обращают внимание некоторые исследовате­ли, связан генетически с продолжающимся эволюционным раз­витием головного мозга "Более вероятно, — пишет в связи с этим академик Л.П. Татаринов, — что рост интеллектуальных детей — следствие совершенствования системы воспитания и образования, прогресс которой, как мне кажется, в целом не­сколько недооценивается".

Реферат опубликован: 15/12/2006