Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 32/49

Подтверждением этого может служить и известный опыт воспитания и образования слепоглухонемых детей в специаль­ной школе г. Сергиева Посада. Дети, которые родились такими или в раннем возрасте потеряли всякую связь с окружающимздиром, за исключением возможности прикосновения, находи­лись вначале на стадии развития животных. Но в результате специальной системы обучения они стали людьми, нормаль­ными в умственном отношении, а некоторые из них закончили психологический факультет МГУ.

Кроме того, на сегодняшний день нет данных, позволяю­щих говорить об эволюции главного органа Мышления — мозга. Косвенно о прекращении эволюции мозга свидетельствует тот факт, что его размеры у пото 5ар1еп8 остаются неизменными на протяжении примерно 30—40 тыс. лет. А у наших предков они увеличивались постоянно, в течение всей эволюции. Так, у австралопитеков размер мозга составлял 500—600 куб. см., у пите­кантропов — до 900 куб. см., у синантропов — до 1 000 куб. см. У современного человека средний размер мозга составляет 1 400 куб. см. у мужчин и 1 270 — у женщин.

При этом у человека нет прямой зависимости между ве­личиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имею­щимся данным, довольно маленький размер мозга Среди та­лантливых людей имел известный французский писатель А. Франс — не более 1 000 куб. см. А самый большой объем мозга среди них имел И.С. Тургенев — 2 012 куб. см. Это еще раз до­казывает, что на основе различий в объеме мозга не следует делать каких-либо выводов об умственных способностях че­ловека.

Современные биологи и антропологи полагают, что про­цесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его ви­дообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Для противо­положной точки зрения, во всяком случае, нет достаточных оснований.

В связи с этим встает вопрос о том, какое же будущее ожи­дает человека в плане видообразования? Можно ли предста­вить, например, всеобщую катастрофу, которая раздробит вид на мелкие группы и изолирует их друг от друга на десятки ты­сяч лет для формирования новых видов? Вероятнее всего, по мнению ученых, мы останемся единым видом, так как силы генетической связи, особенно миграции, и единство в направ­лении отбора все более возрастают. "Вероятность того, что человечество распадется на отдельные виды, — пишет Э. Майр, — становится все меньше и меньше по мере непрерывно про­исходящего совершенствования средств связи и транспорта. Внутренняя интегрированность генетической системы человека постоянно укрепляется".

Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вме­сте с прекращением видообразования человека, что про­изошло 30—40 тыс. лет назад. С этого времени заканчивается и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции человека. Отныне она связана с социальной стороной, и бу­дущее человека зависит от состояния нашей культуры. В ос­нове эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникно­вением человека и общества генетическая информация утра­чивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида — человек. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней "определяется уже не столько естест­венным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько со­циальными факторами, которым подчиняется и общебио­логический процесс".

При ответе на вопрос, какое же будущее ожидает человече­ство с точки зрения развития вида, иногда высказывается мне­ние, что все виды животных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы разви­тия). По мнению большинства ученых, главная опасность со­стоит не в старении вида, а во все большем загрязнении био­сферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, увеличении мутационной опасности хими­ческих загрязнителей и т.п. Достаточно отметить, что в России в настоящее время уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17%3. Все более увеличивается число лю­дей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющем гене­тическое происхождение. Приведенные факты свидетельствуют о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существо­ванию человека связаны в первую очередь с недостатками и несовершенством нашей культуры.

Реферат опубликован: 15/12/2006