Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 42/49

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа — последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. А. Адлер подверг критике учение Фрейда за его биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру, человек — не только биологическое, но и социаль­ное существо, жизнедеятельность которого связана с созна­тельными интересами. Потому "бессознательное не противоре­чит сознанию"2, как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже социологнзирует бессозна­тельное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается и у австрийского психиатра В. Райха, и у американского соци­ального психолога и социолога К. Хории. Но если Райх вслед за Фрейдом биологизирует бессознательное, рассматривая человека вместе с тем как природно-социальное существо, то Хорни по­добно Адлеру пытается социологнзировать бессознательное, де­лая акцент на социо-культурные условия бытия. Для нее чело­век — существо, стремящееся к самореализации.

Наиболее видным представителем неофрейдизма или со­временного фрейдизма является немецко-американский психо­лог и социолог Э. Фромм. Он выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда за про­возглашенный им антагонизм между сущностью человека и культурой; Вместе с тем он отверг и социологизаторские трак­товки человека. Фромм попытался соединить психоаналитиче­ские идеи Фрейда с марксистской концепцией человека и най­ти между ними некоторую середину. По собственному призна­нию» его, точка зрения является "не биологической, и не соци­альной".

Одним из наиболее важных факторов развития человека, полагает он, является противоречие, вытекающее из его двойст­венной природы, человек является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно он и субъект, наделенный разу­мом^существо социальное. Это противоречие Фромм называет "экзистенциальной дихотомией". Она связана с тем, что из-за отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководству­ясь сознанием. Но результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. По­этому "цена, которую человек платит за сознание" — его неуве­ренность.

Человек, по Фромму, биологически неприспособленный индиввд, следствием чего и является его социальное развитие. Но до конца развить свои социальные способности он тоже не может, ибо смертей. Поэтому человек — существо "незавершенное и неполное", существование которого характеризуется внутренними противоречиями. Мотивы поведения человека исследуются Фроммом через призму этих противоречий.

Если говорить об общей характеристике бессознательного, то оно Фроммом социологизируется и экзистенциализируется. Однако в конце концов поведение человека оказывается обу­словленным все-таки побуждениями и конфликтами в области бессознательного. В споре между Фрейдом и Марксом, отдавая должное заслугам последнего, Фромм все же склоняется к точ­ке зрения первого, считая, что Маркс преувеличил роль соци­ального и разумного в человеке.

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка данной проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессозна­тельного и сознания внес новые моменты в науку и философ­ское понимание проблемы. Однако у Фрейда наблюдается яв­ная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось лй^бидо' (сексуальная энергия).

Реферат опубликован: 15/12/2006