"Демон" и "Мцыри" М.Ю. Лермонтова (сравнительная характеристика)

Страница: 5/5

Образ Мцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма, а, напротив, является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Демона с Мцыри сближает мечта о свободе, "небесном" рае, где он не знал дисгармонии. В рамках "Божьего мира" его свобода, как и Мцыри, "ущемлена", здесь вступает в свои права необходимость. Демон в поисках неограниченной свободы создает иную реальность, "моделирует" мир, в котором Бог не властен. Именно туда, в "надзвездные края", он хочет увезти Тамару. Только там он является царем "познанья и свободы".

Отвержение от мира Божьего предполагает разрыв со всеми его ценностями, но этого-то и не происходит. В исповеди Демона сказано, что он откроет Тамаре "пучину гордого познанья" и "даст ей все земное". Тень "земного" повсюду преследует Демона, что и делает его свободу иллюзорной, неполной. Демон внушает Тамаре мысль, что для свободы необходимо побороть собственную человеческую природу, однако он сам несвободен от нее.

Мцыри постиг свободу, но для этого потребовалось уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, так сказать, в сторону "озверения", с одной стороны, и преодоления своей "телесности" - с другой. Поэтому-то его свобода сомнительна. Она просто не нужна, ибо в таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить. В ней нет именно человеческо-земной ценности. В поэме "Мцыри" тема свободы развита и как желанный идеал, и как нечто надмирное, сверхчеловеческое. Она осмыслена как состояние, переживаемое словно во "сне".

В "надзвездном" мире Демона свобода также не нужна. Хотя бы потому, что она там остается свободой холодного, бесприютного одиночества. Свобода не имеет смысла, если она вынесена за рамки мира людей, "Божьего мироздания". В своей "небесной" родине герой утрачивает демоничность, так же, как и Мцыри в своем "раю" - естественную человечность. Не может быть демонизма там, где нет Бога. Не может быть "рая" там, где требуется "озверение" человека, где сам рай является метафорическим воплощением сна, результатом погружения в воспоминание. Судьбы Демона и Мцыри наводят на мрачное, безотрадное раздумье. Герои эти являются роковыми потому, что они выступают жертвами некой непоправимой ошибки, совершенной, по мысли Лермонтова, в самом основании "Божьего мира".

Вырисовывается грустная картина мира, в котором человеку отведена роль того "неполноценного" существа, которого изобразил Е.Баратынский в стихотворении "Недоносок". Человек обречен на вечное скитание между небом и землей, не принадлежа полностью ни небу, ни земле. Тревожное ощущение бесприютности, бездомности в космическом масштабе, и как следствие стремление к идеалу даже ценой отказа от своей человеческой природы это, думается, то, что связывает символический сюжет "Мцыри" с концепцией "Демона".

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лермонтовская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.635.

2. Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, 1985. - С.28,31,38.

3. С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1984, №10, с.153,154.

4. Цит. по: Творчество М.Ю.Лермонтова. - М.: Наука, 1964.

5. Ап.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. - Т.2. - М.: Худож. лит., 1990. - С.88.

6. С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, 1985. - С.222-225.

7. В.М.Маркович. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1985. - С.122-131.

8. Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964. - С.190.

9. В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973. - С.79.

Реферат опубликован: 25/02/2007