"Падший мир" Юрия Мамлеева

Страница: 2/8

Мамлеев - член американского, французского (1980) и русского ПЕН-клубов, Союза литераторов Российской Федерации (1991), член исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

Юрий Мамлеев – лауреат премии имени Андрея Белого, а также международной Пушкинской премии за 1999 год, учрежденной Фондом имени Альфреда Топфера при участии Международного ПЕН-клуба.

В настоящее время в московском отделении Союза литераторов Российской Федерации образовалась секция метафизического реализма, течения, родоначальником которого считается Мамлеев. Он возглавляет секцию, а основное ядро составляют организатор секции Дмитрий Силкан, Николай Григорьев, Наталья Макеева, Елизавета Новикова. В целом же секция объединила несколько сотен прозаиков, поэтов, эссеистов. Их произведения вошли в сборник "Мистерия бесконечности".

2. “Падший мир” Юрия Мамлеева

Неискушенному читателю приходится испытать некоторый шок при первом

знакомстве с творчеством Юрия Мамлеева.[9]

“Ребята ходили вокруг трупа Аполлона, как трансцендентные коты вокруг

непонятно-земной кучки кала” (“Удовлетворюсь!”). «В тоскливом, заброшенном дворике на окраине Москвы живет самый различный,

то толстозадый, угрюмый, то тонкий, вьющийся и крикливый люд. Мат,

вперемежку с глубокими философскими откровениями, день и ночь висит в

воздухе. Философствуют все, от мала до велика: и начитанные дети, и отекшие

от переживаний жирные бабы, и мускулистые, шизоидные мужчины.»(«Искатели»). «Последние дни Катя стала очень много потеть, всем телом; поэтому часто уходила в уборную обтирать пот. И всегда при этом почему-то думала о сокровенном. А затерявшись в коридорах института, среди людей, чаще воспринимала их как шумящих желтеньких призраков.»(«Крах»). Своеобразный язык и неожиданные метафоры — если, например, одна “родственница старушка Агафья», то другая “родственница покрупнее телом”, или: “Два равнодушных, как полено, милиционера”, юмор черных дыр и могильный смех, странные, мягко говоря, сюжеты и персонажи, самым приемлемым местом обитания которых был бы, в лучшем случае,

приют для душевнобольных . Казалось бы, интерес к творчеству Мамлеева может возникнуть только у людей с неадекватной психикой.

Однако к персонажам Мамлеева нельзя относиться как к героям реалистической прозы. Его художественный метод определяется литературными критиками и им самим как метафизический реализм. «Вспомните сказки многих народов – они на самом деле символически изображают странствия человека по загробному миру. Я же взял не форму сказок и легенд, а форму традиционной прозы. …Это символическое и метафорическое путешествие по аду».[10]

2.1.Метафизический реализм Мамлеева

Что же представляет собой метафизический реализм?

Прежде всего следует уточнить само определение "метафизика". Впервые понятие «метафизика» определил Аристотель. Для обозначения метафизики он употреблял термин "первая философия", отделяя ее от физики как "второй философии". Первая философия по Аристотелю есть обозначение попытки мысли выйти за пределы эмпирического мира, выход разума во внеэмпирическую реальность.

Аристотель дает метафизике следующие определения: исследование причин, первых, или высших начал; познание "бытия, поскольку оно бытие"; знание о субстанции; знание о Боге и субстанции сверхчувственной.[11] Франсиско Суарес, знаменитый испанский философ и богослов называя ее, вслед за Аристотелем, "первой философией", дает определение метафизики, могущее быть выраженным в следующих словах: "Метафизика есть совершеннейшая теоретическая наука и истинная мудрость, оперирующая наиболее общими и абстрактными понятиями".[12] Русские религиозные мыслители 19–20 вв., определяя собственную позицию именно как метафизическую, использовали данный термин в качестве классического, восходящего к Аристотелю обозначения философии. Вл.С.Соловьев в статье из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза – И.А. Эфрона дает определение метафизики как «умозрительного учения о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира». Также интересно определение М. Хайдеггера:«Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».[13]

Реферат опубликован: 21/07/2007