Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры

Страница: 5/13

Хотя контролируемые государством телевизионные каналы до сих пор существуют в России, они фактически не получают прямого финансирования правительства. Наиболее известные из них были частично приватизированы и, возможно, в ближайшее время это ожидает и другие каналы. Все государственные каналы и станции пополняют свои бюджеты за счет рекламы.

В России, вероятно, сохранится, по крайней мере, один государственный общенациональный канал. Однако будущее государственного телевидения остается неясным. Российское государственное телевидение вряд ли в обозримом будущем пойдет по пути развития американского "Пи-Би-Эс" или английского "Би-Би-Си" и вероятнее всего останется источником официальной информации.

Региональное государственное телевидение пока не приватизировано, но, возможно, это произойдет в ближайшие несколько лет. Региональные государственные станции занимаются продажей рекламы и все больше и больше по способу существования напоминают частные станции.

1.7.Инфраструктура рынка и инфраструктура телерадиовещания.

После распада Советского Союза государственные структуры, которые контролировали СМИ, были распущены, преобразованы или упразднены. Правительство Ельцина создало ряд параллельных административных органов, которые стали конкурировать с более старыми бюрократическими структурами, а затем и вытеснять их. Правительство, в основном, действовало успешно. Гостелерадио прекратило свое существование, и на смену ему пришли сначала временные лицензионные комитеты, а затем ФСТР, но Минсвязи, которое отвечало за трансляционную инфраструктуру, до сих пор сохранило свои полномочия.

Российское правительство постепенно приватизирует предприятия Минсвязи. Значительная часть структур наземной связи уже приватизирована. По мнению многих экспертов, правительство начнет приватизацию региональных трансляционных центров (РТПЦ) в 1997 году, и большая часть инфраструктуры Минсвязи будет приватизирована в последующие четыре года.

Частные коммерческие структуры создают собственную инфраструктуру, приобретают передатчики или арендуют государственные передатчики, спутники и каналы. Короче говоря, после того, как советские чиновники утратили контроль над инфраструктурой телекоммуникаций, их функции стали выполнять вновь созданные бюрократические структуры и частные структуры, которые создали альтернативные варианты советскому вещанию.

В настоящее время в России насчитывается 105 местных государственных телевизионных станций. В большинстве административных районов России есть своя местная государственная ТВ - станция, которая вещает от 1 до 4 часов в день либо на собственной частоте, либо на 2-ом канале, перекрывая вещание РТР. Эти местные государственные станции - бывшие отделения Гостелерадио. Сейчас местным государственным телевидением руководит ФСТР, и практически везде оно подчиняется местным властям. На федеральном уровне местное государственное телевидение нередко становится ареной политической борьбы между местными законодательными и исполнительными ветвями власти.

Местные государственные станции должны получать через ВГТРК бюджетные средства, а также субсидии на передачу сигнала и производство программной продукции. Кроме того, станции получают прибыль от рекламы, конкурируя напрямую с местными негосударственными станциями. Несмотря на это, многие местные государственные станции убыточны. Многие станции получают лишь 20% обещанных государственных средств, большинство из них имеют раздутые штаты, неповоротливые бюрократические структуры и некомпетентных руководителей. Даже те станции, руководство которых готово пойти на сокращение затрат, не могут изменить существующее положение из-за закона, запрещающего увольнение штатных сотрудников.

Местные государственные станции производят собственные информационные и культурные программы. Качество большинства этих программ остается довольно низким. Во многих регионах талантливые сотрудники ушли с государственного телевидения в частный сектор. Андрей Рихтер из Центра "Право и СМИ" считает, что переход журналистов и продюсеров с государственного ТВ в частный сектор стал обычным явлением, в то время как обратное явление наблюдается редко.

В ряде случаев местное государственное телевидение начинает все больше походить на негосударственное. Местные государственные станции показывают программы, полученные из других источников (нередко пиратским путем), и продают рекламное время, перекрывая вещание РТР или другого государственного канала (например, 5-го канала, если он у них есть), выходя за установленные рамки.

Реферат опубликован: 25/05/2008