Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию российского малого предпринимательства

Страница: 15/39

В разграничении консультационных и образовательных услуг МП мы исходим из того, что обучение (как контактное, так и дистанционное) носит программно-системный характер в рамках достаточно долговременной подготовки как общеэкономического, так и профессионального плана и, как форма содействия МП и элемент его внешней среды, адресовано в первую очередь начинающим представителям малого бизнеса. Что касается услуг консалтинга (или консультирования), то они носят более дискретный, даже разовый, предметно более частный, целенаправленный характер и могут быть востребованы малым предприятием практически на любом этапе его деятельности - от открытия до процедуры банкротства или закрытия.

Еще одно различие связано с тем, что бизнес-обучение в современных массовых формах ориентировано прежде всего именно на потребности развития сферы малого бизнеса, тогда как консалтинг (как показывает деятельность большинства функционирующих в этой сфере фирм) адресуется предпринимательству вообще и структурируется по несколько иным профилям (см. ниже). Тем не менее, в практике институтов поддержки МП обучающие и консалтинговые услуги постоянно тесно взаимодействуют.

По данным российских экспертов, в настоящее время в стране действует примерно 1000 консалтинговых фирм и большое число индивидуальных частных консультантов. Сформировалось несколько российских ассоциаций консультантов и крупнейших общефедеральных провайдеров, лидирующее положение среди которых занимает РИА “РосБизнесКонсалтинг”, а для сферы малого бизнеса - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

По своему характеру консалтинговые услуги делятся классифицируются следующем образом:

по предмету консалтинговых услуг - правовой консалтинг; консалтинг в области бухгалтерского учета и аудита; консалтинг в области финансов, кредита и инвестиций; инженерно-технический консалтинг; консалтинг в области маркетинга; консалтинг по вопросам социально-трудовых отношений, консалтинг по проблемам безопасности предпринимательства;

по источнику консалтинговых услуг – универсальные консалтинговые услуги по различным предметам (как правило, предоставляемые от лица крупных консалтинговых фирм) и специализированные консалтинговые услуги по отдельным предметам (юридические, налоговые, маркетинговые, технико-инновационные, таможенные и пр., предоставляемые от лица мелких фирм и отдельных частных консультантов);

по ситуации потребител консалтинговых услуг – стандартизированный (консалтинг, предоставляемый в обычных условиях жизнедеятельности предпринимательских структур) и специальный (например, комплексный консалтинг в случае очевидной угрозы банкротства предприятия, при осуществлении “перенятия” малого бизнеса, то есть процедуры его перехода к новому владельцу, при которой новый владелец пользуется теме же формами поддержки, как и предприниматель, учреждающий новое МП, и пр.;

по доступу консультантов к деятельности предприятия – “внешний” консалтинг или документальный консалтинг, когда консультанты лишь анализируют первичную бухгалтерскую и иную информацию о деятельности данного предприятия и “внутренний” консалтинг, когда консультанты наряду с анализом первичной информации на некоторое врем непосредственно включаются в управление данным предприятием в целом или практически занимаетс одной из сторон его повседневной деятельности. Однако такая форма консалтинга пока не получила широкого распространения в практике хозяйствования и управления в России.

При рассмотрении вопросов формирования систем консалтинга и обучения дл сферы российского малого предпринимательства следует также принять во внимание, что в значительной мере эта сфера формировалась в рамках реализации проектов международной технической помощи Российской Федерации как на многосторонней, так и на двусторонней основе. В частности, в рамках реализации программ международной помощи было создано Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМиСБ), затем в рамках программы TACIS было развернуто формирование сети региональных агентств поддержки МП. С Российской стороны основным участником проекта было РАПМиСБ. Особенностью этого проекта было то, что он был непосредственно подкреплен Постановлением Правительства РФ “О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”, №1434 от 29 декабря 1994 г. По данным за 1996 г., число региональных агентств составляло около 25, хотя, как показали обследования, многие их них, особенно после прекращения финансирования по линии TACIS, оказались в сложном финансовом положении и вынуждены были резко ограничить свою деятельность. Это говорит о необходимости принятия специальных мер по сохранению и продолжению деятельности этих важнейших институтов государственной и общественной поддержки МП, где накоплен ценный опыт работы, сформировались профессиональные кадры консультантов и преподавателей. Утрата этого потенциала была бы серьезным уроном дл перспектив развития российского малого бизнеса. Сказанное касается в первую очередь региональных агентств, функционирующих в регионах, которые по уровню своего социально-экономического развития (включая и реальную картину состояния МП) объективно не могут пока обеспечить функционирование указанных агентств на принципах самоокупаемости.

Реферат опубликован: 12/08/2009