Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию российского малого предпринимательства

Страница: 34/39

Закон о лизинге должен развить идею гарантий для лизингодателей, защиты их интересов, но не в том направлении, которое сделало бы лизинг окончательно недоступным дл МП, особенно, “стартовых” МП, интересы которых также должны быть учтены особо. Нормативное регулирование лизинговых отношений, действующее в интересах МП, должно учитывать ту особенность российской практики, котора связана с неразвитостью рыночных отношений и относительной узостью рынков, особенно, инвестиционных товаров. В этих условиях, даже сохраняя права собственности на лизинговое имущество, лизингодатель, в случае разрыва договора лизинга, скажем, из-за несостоятельности лизингополучателя, обречен на крупные убытки. Сегодня в практике лизинга, особенно в отношении стартовых МП, не имеющих возможности представить потенциальному лизингодателю исчерпывающую информацию (балансы и пр.) за предшествующие 2-3 года своей деятельности, лизингодатели требуют либо банковской гарантии, либо поручительства другого предприятия. Для МП банковские гарантии либо недостижимы, либо по своей цене крайне снижают всю эффективность лизинговой сделки.

С целью решения данной проблемы необходимо, в частности, нормативно закрепить такую форму гарантий или поручительства, как обязательство выкупа лизингового имущества его производителем (“де-факто” она применяется и сейчас, однако лишь при очень большой степени довери лизингодателя к производителю). Такая форма поручительства особенно целесообразна в тех случаях, когда производители, не располагающие по тем или иным причинам лизинговыми компаниями (об этом см. ниже), сами приводят своих потенциальных лизингополучателей в специализированную лизинговую компанию дл оформления всей процедуры лизинга своей продукции.

Важную роль в расширении лизинговых операций и их рынка может сыграть Фонд содействия развитию лизинга. Фонд должен ориентироваться не на финансирование отдельных лизинговых проектов (пусть даже достаточно крупных), а на финансовую подпитку аналогичных региональных фондов, а также на страхование лизингового имущества и своевременности лизинговых платежей с выделением квоты дл поддержки лизинговых операций с МП. Поддержку лизингу должны оказать и Гарантийные фонды/программы, которые могут действовать как самостоятельные институты или в рамках действующих Фондов поддержки МП. Создание таких фондов и гарантийных программ целесообразно и в субъектах Российской Федерации.

Целесообразно утвержденным Правительством РФ Положением предоставить Российской Ассоциации лизинговых компаний (“Рослизинг”) широкие полномочия по развитию методических основ лизинговой деятельности в стране, в частности, по координации политики лизинговых институтов в отношении МП. Необходимо оказать “Рослизингу” поддержку в развитии информационных систем по лизинговой деятельности, а также в создании механизмов обмена информацией между региональными лизинговыми компаниями.

Принятием соответствующих мер правового и экономического регулирования важно усилить доступ к лизинговым услугам со стороны “стартовых” МП. С тем, чтобы учесть при этом и законные интересы лизингодателей, необходимо закрепить в отношении данной группы МП возможность получения гарантии (поручительства) от общественных организаций (союзов, ассоциаций и пр.) малого бизнеса. Необходимо также снять ограничения по лизингу МП малоценных и быстроизнашивающихся предметов, существенных для становления и развития этой сферы деятельности (швейные машинки, простейшее кухонное оборудование, компьютеры и пр.). Эта мера будет стимулировать развитие такой сферы малого бизнеса как индивидуальное предпринимательство.

Для практического осуществления мер по поддержке участия МП в сфере лизинговых отношений, в том числе путем целевых налоговых льгот лизинговым компаниям и производителям/поставщикам технических средств, необходимо создание Реестра технических и иных средств, составляющих специфический круг инвестиционных потребностей малого бизнеса и, соответственно, информационной базы об оборудовании, которое может быть изготовлено российскими производителями для целей лизинга. Налогообложение всех участников лизинговых отношений должно быть построено таким образом, чтобы в преимущественной мере формировать рынок для отечественных производителей технических и иных средств, в том числе и предназначенных для лизинговой поддержки малого бизнеса.

Реферат опубликован: 12/08/2009