Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию российского малого предпринимательства

Страница: 38/39

Необходимо включить программы обучения в “пакетную систему” подготовки и, главное, практического задействования кадров для МП с тем, чтобы успешное завершение программ обучения (особенно по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию) в значительной мере гарантировало слушателям (хотя и на конкурсной основе) получение дополнительных мер содействия их предпринимательской активности. А именно: предоставление возможности льготного лизинга оборудования по профилю полученной подготовки, возможность аренды помещения, получение гарантий для получения кредита на формирование оборотных средств и пр

При этом, однако, должна быть резко повышена требовательность к слушателям всех систем бизнес-образования, из которых в России программы обучения успешно завершают практически все, тогда как по опыту действи аналогичных программ в развитых странах Европы отсев на разных стадиях обучения составляет до 50% слушателей и более.

Желательно, чтобы все субъекты Федерации имели свои законы об образовании, регулирующие, в частности, процедуру лицензирования образовательных учреждений, действующих в сфере дополнительного образования, куда входит и предоставление образовательных услуг сфере предпринимательства. Указанные законы необходимы еще и потому, что целесообразна увязка на местах систем “бизнес-образования” с действующими региональными приоритетами в развитии и поддержке малого предпринимательства.

Определенная мера насыщения рынка образовательных услуг для МП требует выделени на этом рынке целевых групп потребителей этой категории услуг. В частности, на основе уже предложенной выше для законодательного закрепления структуризации субъектов малого предпринимательства необходимо целевым образом “настроить” и предлагаемые программы обучения. В частности, в зависимости от размеров субъектов малого предпринимательства возможны следующие программы обучения:

микро предприятие - сочетание производственных и управленческих функций;

малое предприятие - отделение управленских функций от производственных, однако при условии их универсальности (неспециализированности) с одновременным решением вопросов бизнес-планирования, текущего менеджмента, бухгалтерского учета, элементов внешнеэкономической деятельности, контрол качества, работы с кадрами и пр.;

среднее предприятие - развитие и специализация управленских функций.

Целеориентирование программ обучени возможно и необходимо по стадиям зрелости различных категорий субъектов малого предпринимательства.

Учет интересов представителей малого предпринимательства, в частности, стартового (фактор государственной поддержки, в том числе на региональном и муниципальном уровне) должен реализовываться не путем льгот образовательным учреждениям (тем более - выборочно), а путем льгот (налоговых скидок, а также целевого финансирования) непосредственно действующим и потенциальным представителям предпринимательской среды с целью использования ими возможности выбора более качественных образовательных систем и учреждений.

Необходимо наряду с элементами чисто предпринимательской подготовки последовательно решать проблемы профессионального обучения занятых по найму в сфере МП, не относящихся к управленческому персоналу, поскольку без этого малый бизнес лишается кадровых перспектив своего роста. Сегодня эти проблемы решаются путем переманивания профессионалов с крупных предприятий и обучения остальных прямо на месте. Однако такая система имеет свои границы. Они видны, в частности, при использовании лизинговых систем развития МП.

При поставке иностранной техники и оборудования профессиональное обучение/подготовка кадров для МП - лизингополучателя, как правило, входит в условия контракта. Отечественные поставщики напротив, как правило, услуг подобного обучения не предоставляют. Это сдерживает развитие лизинга и участие в нем российских производителей, в том числе и особенно из среды МП. Сами лизинговые компании решить эту проблему не могут, т.к. большинство их них предоставляет монопакет сведений (по функциональной принадлежности передаваемого в лизинг оборудования). Видимо, необходимы специальные обучающие центры для сотрудников МП-лизингополучателей, в частности, центры проф-техподготовки, создаваемые на базе учреждений действующей (или некогда имевшейся) системы профессионально-технического обучения - как молодежи (целевая подготовка), так и лиц, уже имеющих трудовой стаж (переподготовка).

Реферат опубликован: 12/08/2009