Головино - история, современность и будущее

Страница: 3/4

Пожалуй, это было последнее радостное событие в со­здании и строительстве обители. Наступившие трудные вре­мена сказались и на монастыре. В первую мировую войну сестры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помо­щи раненым, сборе теплых вещей, книг для фронта.

Да и отношения с советской властью в первое время были если не теплыми, то вполне нормальными. В 1919 г. Николь­ская больница развернула в монастыре госпиталь, и Нарко­мат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание (сумму скорее символическую). Но по окон­чании гражданской войны настали тяжелые времена. Во вре­мя голода 1921-1922 гг. началась кампания по изъятию цер­ковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская власть отказалась от нее, потребовав полной кон­фискации всех драгоценностей, облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужении. На­чался повальный грабеж церквей и монастырей. Не минова­ла чаша сия и Головинский монастырь. В апреле 1922 г. здесь реквизировали 9 пудов 1 фунт 23 золотника), есть свыше 144 кг) ценностей. Следует отметить, что это общий вес, куда входили не только драгоценные камни и металлы, но и ар­матура, их скрепляющая, облачения и прочее.

По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад отка­зался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф. Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактичес­ки она уже существовала, созданная самим образом жиз­ни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. На Все­мирной выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При". А молочную ферму Го­ловинского монастыря окрестные жители вспоминали де­сятки лет спустя после закрытия обители.

Очередная кампания советской власти в борьбе с ре­лигией была направлена против так называемых "лжеар­телей", созданных в монастырях. Какие только обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головин­ского монастыря. По постановлению президиума Красно­пресненского райсовета земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета Ульяновской волости Московского уез­да, даже не стоял.

Но еще некоторое время монахини влачили свое суще­ствование в обители, тем более что большинству из них про­сто некуда было деться. А тут еще непрошеные гости, посе­лившиеся в монастыре: рабочие фабрики им. П. Алексеева (бывшая Иокиш), студенты, военнослужащие.

Окончательно монастырь закрыли, очевидно, в 1929 г. В этом году еще слышали праздничный звон колоколов на Пас­ху, видимо в последний раз. Послушниц распустили по до­мам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места отдаленные.

Время закрытия монастыря совпало с созданием совет­ской крепостнической системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине.По переписи 1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, пре­имущественно крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпич­ный завод.

Монастырь был обречен. Спасская церковь - первая на территории монастыря - была превращена в общежи­тие. В 1970 г. она была снесена, на ее месте сейчас жилой дом. Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась в специально построенной для нее церкви. После закрытия храм был обезглавлен, пере­строен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничто­жили. Икону удалось спасти; сейчас она находится в цер­кви Знамения (в бывшем селе Аксиньино). Троицкий собор после 1930 г. перестроили в четырехэтажный жилой дом. Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенад­цатиэтажный дом.

На монастырском кладбище, остатки которого также унич­тожены к 1970 г., кроме захоронений клириков, жертвовате­лей, семейства Иокишей, находились могилы художника-пе­редвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити (являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. не­подалеку от бывшего монастыря открыли новое кладбище, Головинское, ныне заброшенное и более напоминающее свалку.

Реферат опубликован: 19/11/2006