Духовная жизнь Москвы

Страница: 1/9

В первой половине 20-х годов Москва становится центром советской литературной жизни. В столице собираются ведущие писатели, создаются произведения, в которых активно утверждаются новые принципы социалистического реализма.

В эти годы над романом "Железный поток" в Москве работал А. С. Серафимович – выдающийся советский писатель. В 1922 г. начинают печататься Ю. Н. Либединский, Л. М. Леонов, И. П. Уткин, Л. Н. Мартынов, в 1923 г. – А. А. Фадеев, Б. А. Лавренев, в 1924 г. – К. Г. Паустовский и др. На страницах московских журналов с 1923 г. появляются произведения М. А. Шолохова.

В 1921 г. в Москву переезжает Д. А. Фурманов. "В Москву, в нее, белокаменную, новую, гордую и благо­родную . вечно бьющую ключом жиз­ни,–Москву,–записывает Фурма­нов.–Я хочу быть среди рабочих, ко­торые покрыли себя неувядаемой сла­вой в Октябрьские дни. Скорей, скорей туда, к красному пылающему сердцу".

Знаменательной вехой в повороте крупнейших деятелей русской культу­ры на сторону Советской власти было возвращение из эмиграции в 1923 г. А. Н. Толстого. Приезд в Москву в 30-е годы (он жил на Спиридоновке, ныне эта улица названа его именем) открыл новый плодотворный период его творчества. Здесь была завершена трилогия "Хождение по мукам", напи­саны другие произведения, вошедшие в золотой фонд советской литературы.

С Москвой связано творчество заме­чательного лирического поэта Сергея Есенина. Он был среди тех русских литераторов, которые сразу приняли

Октябрьскую революцию. В своих про­изведениях Есенин стремился показать победу нового мира ("Небесный бара­банщик"), изменение облика Родины ("Русь советская"), героику революци­онной борьбы ("Баллада о двадцати шести"). Говоря о поэтическом творче­стве, великий русский критик В. Г. Бе­линский утверждал, что у каждого по­эта можно выявить его главный пафос. Пафосом поэзии Есенина, определив­шим ее народность, была любовь к Родине. "Моя лирика,–говорил сам о себе Есенин,–жива одной большой любовью, любовью к Родине".

В 20-е годы Москва не только кон­центрировала лучшие писательские си­лы страны. Здесь создается крупней­шая организационная база литературно­го движения–издательства, журналы. В середине десятилетия в столице на­считывались сотни больших и малых книгоиздательств.

Советская литература выходит на широкую международную арену. Мно­гие произведения советских, и прежде всего московских, писателей издаются в Германии, Англии, Польше, Франции, Испании, Японии и в ряде других стран.

Огромным событием в литературной жизни Москвы был приезд из-за грани­цы М. Горького.

"Это было 28 мая 1928 года,–вспо­минал впоследствии очевидец встречи великого пролетарского писателя об­щественностью столицы.–В городе праздник. Всюду толпы народа. Троту­ары пестрят разноцветными красками весенней одежды. Из окон домов ма­шут ручонками дети . Взоры всех устремлены к Белорусскому вокзалу. Туда же движется людской поток .

Он (Горький.– Авт.) хорошо виден всем. Высокий, несколько сутулый, но с широким разворотом плеч. Лицо со впалыми щеками и резко очерченными скулами. Лоб прямой, с глубокими складками морщин. Темно-русые воло­сы подстрижены бобриком и почти не тронуты сединой. Только виски замет­но посерели. А ведь недавно, всего лишь два месяца назад, вся наша стра­на отмечала его шестидесятилетие.

Он выглядел молодо, гораздо моложе своих лет. Когда он говорил, длинные усы его, цвета спелого льна, топорщи­лись: он будто сердился, а темно-серые глаза, полные радостных слез, сияли такой неизбывной силой духа, еще столько в них было молодой энергии, что казалось, вот он сейчас стремитель­но сойдет с трибуны, вмешается в толпу и будет крепко жать руки всем, обнимать всех и вместе со всеми кри­чать "ура" ."

Реферат опубликован: 13/03/2007