Архитектура Москвы

Страница: 7/10

Сталинскую архитектуру иногда называют первым проявлением постмодернизма, но это неверно, в силу того, что постмодернизм - это исключительное и эксклюзивное искусство, которое развивалось по собственным законам. Также и “сталинская архитектура” столь же принципиально эксклюзивна. Отношение этой архитектуры к основополагающим категориям: земле, небу, воздуху позволяет сделать вывод, что она - утопия в самом прямом смысле этого слова.

После такого давящего направления, как социальная утопия, в архитектуре жилых домов постепенно остается лишь функциональная сторона. Начинают застраиваться окраины Москвы, теперь дома не имеют своей индивидуальности, которую можно было встретить еще в 70-е годы (новостройки в районе Крылатского, Бескудникова и др.)

Московское метро

Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. Подземные станции и наземные вестибюли создавались как архитектурный комплекс большого общественного значения. К строительству метро были привлечены видные советские архитекторы, художники, инженеры. Они стремились создать не только удобство для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эта традиция была продолжена и в годы ВОВ, когда строительство метро, несмотря на трудности военного времени, продолжалось. Особую выразительность станциям метрополитена придают скульптурные украшения, мозаика, витражи, созданные выдающимися советскими художниками.

Text Box: Text Box: Со времени открытия московского метро прошло более полувека, но до сих пор впечатляют станции, построенные в числе первых: “Кропоткинская” (бывший “Дворец Советов”), “Красные ворота”, “Комсомольская” и другие. Станция “Кропоткинская” (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг) вошла в историю советской архитектуры как выдающееся сооружение. Наземный вестибюль ее расположен на Гоголевском бульваре выполнен в стиле садово-парковой архитектуры (архитектор С. Кравец). В посадочном зале 2 ряда белых мраморных колонн, в верхней части которых смонтированы электрические лампы - их свет как бы поднимает свод.

Станция “Красные ворота” создана по проекту архитектора И. Фомина. Её наземный вестибюль выполнен в виде ниспадающих арок и напоминает раковину (архитектор Н. Ладовский). Мощные пилоны подземного зала облицованы красным мрамором сочного тона, на стенах мрамор золотистого тона.

Станция “Комсомольская”-радиальная (архитектор Д. Чечулин) построена таким образом, что движение пассажиров осуществляется в двух уровнях: над путями сооружены галереи: соединенные мостиками. Два ряда колонн увенчаны бронзовыми капителями.

В зале станции “Комсомольская” керамическое панно из майоликовой плитки (художник Е. Лансере). Оно посвящено героике труда комсомольцев-метростроевцев. Станция метро “Комсомольская”-кольцевая, соединенная с радиальной переходом, вошла в строй значительно позже: 30 января 1952 года (группа архитекторов во главе с А. Щусевым). Своды ее опираются на металлические колонны, облицованные узбекским мрамором, образуя величественный зал, длина которого равна 150 метрам. 8 огромных панно на потолке: выполненных из мозаики, мрамора, камней-самоцветов, посвящены теме борьбы советского народа за свободу и независимость (по эскизам художника Корина).

До сих пор вызывает восхищение станция “Маяковская”, вступившая в эксплуатацию в 1938 году. Опоры подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Уходящие ввысь ряды арок создают впечатление пространства (архитектор А. Душкин). В куполах помещены мозаичные панно по эскизам художника А. Дейнеки на тему “день советской страны”.

Реферат опубликован: 10/04/2008