Москва - III Рим,а четвертому не бывать

Страница: 5/7

Богородицу Дух Божий,идет от него и касается ее плеч.Но эти жесты и знаки

делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик

архангела Гавриила и Марии.Поистине исполненными благодати предстают на

иконе и златовласый,могучий,большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-

голубых одеждах,принесший весть,и величаво кроткая Богородица,благодать

принявшая.Необычно кратко и емко передает "Благовещение Устюжское" самую

суть евангельского рассказа о принесении благой вести.Древняя икона

завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.

6) Архангел Михаил

Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески-верховный военачальник),полководец

воевода верных Богу ангелов,победоносный враг Сатаны,победитель зла.Он

считался покровителем воинов,бьющихся за правое дело.Верили и в то,что

грозный враг Сатаны,архангел Михаил сопровождает душу умерших,отгоняя от них

грозящую им бесовскую силу.Покровительство архангела Михаила,небесного

воеводы и покровителя праведных воинов,стремились обрести войны древнерусские.

Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы.Архангелу Михаилу,

защитнику душ умерших от бесовской силы,посвящались на Руси многие

кладбищенские церкви.Ему посвящена и усыпальница московских князей,а затем и

русских царей - Архангельский собор в Кремле.Широко изображалп архангела

Михаила иконопись.

Сохранилась знаменитая икона "Архангел Михаил" XIII века,принадлежащая

сейчас Третьяковской галерее.Существом иной,не человеческой природы предстает

здесь изображенный в полный рост архистратиг.Напряженно всматриваются в даль,

прозревая глубины бытия,открывая сокровенное зло,его прозрачные глаза;словно

освещен отсветом алого пламени весь его лик.Свидетельствуя о его ангельской

природе,широко распахнуты за его спиной крылья,в руках он держит присущие

лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа.В знак его воеводского,

воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора:

на нем длинный узорчтый дивисилий и плащ,а по груди и плечам препоясан он

широким лором (лентой),обильно украшенным драгоценными камнями.И эти одежды,

связанные с высшей людской властью,в сиянии оттенков алого,которымиони

написаны,предстают частью того же горячего света,который ложится на лик

архангела Михаила,напоминают о власти таинственной и мощной,которой он

наделен.Прославленный архитратиг Михаил древнерусского искусства - икона

архангела Михаила,входящая в денсусный Звенигородский чин,написанный Андреем

Рублевым.Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом

чудесным,но чудесна в нем удивительная кроткость.Она пронизывает весь облик

русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой,с нежным,

округлым,написанным святящимися охрами ликом,льется она из его широко

распахнутых глаз.Свету и кроткости,наполняющим архангела Михаила,

соответствует и цвет его крыльев.Могучий борец с Сатаной,со злом,архангел

Михаил ни в чем,как говорили в старину,не "приразился ему".Вьются над его

кудрями тороки слухи : слушая Бога,противостоит злу абсолютной полнотой

добра,написанной Андреем Рублевым воевода небесного воинства.И это

рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким,самым

плодотворным в русском искусстве,соединяясь с широкими представлениями о

противостоянии добра и зла.

7) Андрей Рублев,Феофан Грек

Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев.Так думаем не только

мы,люди XX века.Так думали современники мастера и ряд последовавших за ним

поколений.Тем удивительнее скудность сведений о нем в средневековых

литературных источниках.Поэтому и нам не многое известно об этом живописце.

Даже даты его рождения и смерти определяются не точно,а приблизительно.

Несложная биография Рублева,какой она представляется на сегодняшний день,в

немногих словах может быть рассказана так.По-видимому художник-коренной

москвич.Родился в 60-х годах XIV века.Еще в юности -когда именно неизвестно

принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой.Обычное явление

в средневековье:когда многие мастера и на Руси и в Западной Европе были

монахами.В 90-х годах XIV века Рублев входил в число живописцев работавших в

Звенигороде по росписи Успенского храма "на Городке".Очевидно эти работы

обратили внимание современников и положили начало известности мастера.

По сообщениям летописца,в 1405 году он работал уже в Благовещенском соборе

Реферат опубликован: 30/10/2008