Москва во время Новой Экономической Политики

Страница: 3/6

Энергичные меры, принятые Совет­ским правительством, вскоре дали свои результаты: через год продовольствен­ные трудности были в основном ликви­дированы. Началось и постепенное улучшение экономической жизни столицы.

Прежде всего наступило оживление в легкой промышленности, особенно в текстильной, изделий которой люди были лишены в течение ряда лет. Воз­рождалась слава московского текстиля, известного далеко за пределами Рос­сии. Сложнее было восстановить метал­лическое производство. Не хватало са­мых необходимых материалов, остро чувствовался недостаток квалифициро­ванных рабочих и инженеров. Но и здесь усилия москвичей принесли зна­чительные успехи.

Одним из первых был восстановлен металлургический завод бывш. Гужона. в пятую годовщину Октября получив­ший название «Серп и молот». В 1921 г. печь № 7 дала первую послевоенную плавку, а уже в 1926 г. металл с мар­кой «Серпа и молота» можно было уви­деть в разных концах страны: на фер­мах железнодорожных мостов, на мач­тах линий электропередачи, на метал­лических каркасах новых заводских гигантов, на рамах первых советских автомобилей, на станках.

В не менее трудных условиях шло восстановление единственного в то вре­мя завода по производству металлооб­рабатывающих станков в Москве «Красный пролетарий». Всю зиму 1921/22 г. рабочим приходилось тру­диться в нетопленых корпусах при тем­пературе ниже нуля. Прошло всего пять лет, и завод «Красный пролета­рий» превратился в одно из крупнейших предприятий советского станкостро­ения. На одно из первых мест в стране по выпуску электрических двигателей вышел завод «Динамо». В ночь на 1 ноября 1924 г. на заводе АМО брига­дой Н. С. Королева был собран первый в Советском Союзе грузовой автомо­биль АМО Ф-15. На демонстрации в день празднования 7-й годовщины Ок­тября колонну автозаводцев возглавили 10 первых автомашин, созданных их руками.

Успешно развертывалось строитель­ство новых электростанций. Весной 1922 г. состоялось торжественное от­крытие Каширской электростанции, ра­ботавшей на подмосковных бурых уг­лях. Вскоре среди торфяных болот Подмосковья поднялись здания одной из крупнейших торфяных электро­станций мира—Шатурской ГРЭС им. В. И. Ульянова-Ленина. Новые электростанции значительно усилили энерговооруженность московской про­мышленности, позволили начать элект­рификацию городских окраин, до рево­люции фактически не имевших электри­ческого освещения.

В 1922 г. в Москве была сосредоточе­на четверть всех промышленных пред­приятий страны, на долю которых при­ходилось почти 40% валовой промыш­ленной продукции.

Восстанавливая и развивая свое хо­зяйство, москвичи стремились оказать максимальную помощь трудящимся бывших национальных окраин России, чтобы поднять их экономический и культурный уровень. Так, в 1921 г., когда началась электрификация столи­цы Азербайджана Баку, рабочие «Дина­мо» отправили туда свои электромото­ры. Они же помогли в 1924 г. пустить Бакинский трамвай и наладить в Баку добычу нефти из новых скважин. С помощью стальных канатов «Серпа и молота» шахтеры Донбасса начали восстановительные работы на шахтах. Счетные машины завода им. Дзержин­ского, подъемные краны завода подъ­емных сооружений, гидромониторы и торфоформовочные машины, краны-корчеватели и краны-погрузчики завода им. Владимира Ильича работали во всех концах нашей необъятной страны.

Творческая инициатива рабочих сто­лицы, принимавших активное участие в борьбе за восстановление и развитие промышленности, ярко проявилась в развертывании движения изобрета­телей и рационализаторов. Рабочий завода АМО Попов изобрел автомат для прорезывания шлицов на головках шурупов, винтов и пробок к блокам цилиндров. Рабочие «Серпа и молота» Болонкин и Ружицкий предложили автомат для ковки болтов. Только в течение 1925 г. московские металлисты, текстильщики и печатники внесли более 8000 рационализаторских предложений, направленных на поднятие производи­тельности труда и снижение себесто­имости выпускаемой продукции.

Реферат опубликован: 15/08/2007