Москва и московские князья 14-15 вв.

Страница: 2/4

Внутренняя политика Ивана 1 Калиты , способствовавшая расширению московских пасадов и слобод , привела к тому , что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром . Калита добился переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно – идеологического влияния московских митрополитов , поддерживавших московских князей .

Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339 ) , в нем были построены первые каменные церкви , в том числе Успенский собор , сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор,

где хоронили московских князей . Каменные постройки , возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились , так как были заменены новыми при Иване 3 . Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита» , что означает «денежная сумка» .

По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном , Иваном и Андреем ; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый .

Глава 3 . «Тишина велика» для Москвы .

Княжение Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью , драгоценной для москвичей . “Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси , - пишет летописец , - и была отныне тишина великая на 40 лет ,и перестали татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от великой истомы и тягости , от насилья татарского , и была оттоле тишина велия по всей земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты, княжившего до того 15 лет , по крайней мере спустя четверть века после его смерти . Но послушаем отзыв современника , написанный тотчас же после смерти Ивана Калиты и , пожалуй , восторженный .

«О сем бо князи великом Иване , пророк глаголет : «В последнее время в апустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любяй; суд не по мзде ,ни по поганым странам ; при сем тишина велья в Русской земли и воссияет во дни его правда» , яко же и бысть при его цесарстве . Сий бо князь великой Иван , имевший правый суд паче меры … безбожным ересеям преставшим при его державе ,многим книгам написанным его повелением , ревнуя правоверному цесарю греческому Мануилу , любяй святительский сан» . Писцы так и написали в «апустевшей» земле , дав первый случай московского аканья в наших письменных источниках .

Порой деятельность Калиты представляется нам в темных красках . Он считается главнчм вдохновителем разгрома Твери , защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников . Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты . Они видели в нем прямого продолжателя политики Александра Невского ,Добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами , которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской , внук Калиты . Современники видели разорение русской земли , пожары и разрушения Твери , Торжка , Кашина и других городов , бесчисленное количество пленных , угоняемых татарское рабство . И вот среди разрушенных городов «точию соблюде и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град его Москву и всю его отчину» . При нем Москва сделалась городом славным «кротостью» , свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий , а это должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города . Преобладание Москвы над Тверью , чего так добивался Юрий , было окончательно достигнуто при его младшем брате .

Великое княжение ненадолго удержалось у тверского князя . Александр Михайлович встал во главе тверичей , которые расправились с татарами , насильничавшими в Твери . В наказание татарское войско опустошило Тверь и заставило Александра бежать в Псков . «Великий же Спас милостивый человеколюбец господь своею милостию заступил благовернаго князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от иноплеменник , поганых татар» . Ценой разорения Твери на этот раз была спасена Москва . Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает , что Тверь разорили с помощью Калиты , ходившего в Орду и вернувшегося с большой татарской ратью . В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и вернулся с ярлыком на великое княжение , оказавшимся в руках ,умевших крепко держать полученное добро . Москва прочно сделалась столицей Северо-Восточной Руси .

По отношению к Орде московский князь вел традиционную политику отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана Узбека , приходившегося ему свояком . Узбек прислушивался к мнению Ивана Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра Тверского , вскоре подвергнутого мучительной казни . Калита хорошо знал хищные золотоордынские порядки , тщательно собирал с русских земель «выход» и готов был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем , чтобы собирать в их пользу еще дополнительный запрос . Но напрасно видеть в Калите какого-то рьяного низкопоклонника перед Ордой . Самый тяжелый денежный побор был все-таки легче опустошительных татарских набегов . Во всяком случае , Москва пользовалась при Калите полным и невиданным до него покоем : «…и бысть оттоле тишина велика на 40 лет , и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христиан , и отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа татарьского».

Реферат опубликован: 14/10/2009