Москва меняет свой облик

Страница: 4/5

С ранней весны до поздней осени канал и его водохранилища напоминают оживленную городскую магистраль:

снуют юркие катера, проносятся, оставляя за собой пенный след, крыла­тые «ракеты» и «метеоры», неторопли­во следуют караваны барж, непрерыв­ным потоком доставляющие к причалам грузовых портов столицы различные народнохозяйственные грузы со всех концов страны, величаво, сверкая огня­ми иллюминаторов, проплывают пасса­жирские теплоходы.

Московским сувениром называют гости столицы канал. Он удовлетворя­ет более половины потребности горо­да в воде, подавая ежесекундно более 30 куб. м свежей волжской воды в Москву-реку. За одну навигацию по каналу перевозится около 20 млн. т грузов и несколько миллионов пассажи­ров.

Но все это сегодня, а полвека назад .

Бурный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопровода в 1932 г. составляла 455 000 куб. м. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому време­ни сильно обмелевшей, создавало ре­альную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству.

Чтобы решить эту проблему. Комму­нистическая партия и Советское прави­тельство наметили осуществить пере­броску части стока великой русской реки Волги в Москву-реку. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял ре­шение о сооружении канала Москва– Волга. Спустя год был утвержден про­ект канала, и началось его строитель­ство.

Идея соединения рек Волги и Мос­квы имеет свою предысторию, восхо­дящую ко времени Петра 1, который собирался Вышневолоцкую систему, связывавшую Волгу с Балтийским морем, соединить также с Москвой-рекой, чтобы «ехать водой из Петер­бурга и в Головинском саду при реке Яузе встать». Однако этот проект так и остался на бумаге. Немногим лучше была судьба и другого проекта канала, появившегося спустя столетие. К строительным работам приступили, даже построили мелководный канал, соеди­нивший реки Сестру, приток Дубны, впадающей в Волгу, и Истру, приток Москвы-реки. Но после кратковремен­ной эксплуатации он был заброшен.

Сооружение канала в годы второй пятилетки преследовало три основные цели: создание глубоководного судо­ходного пути между Волгой и Москвой рекой, водоснабжение Москвы и обвод­нение Москвы-реки и ее притоков в пределах города.

Канал представляет собой крупней­шее гидротехническое сооружение тех лет. Всего за четыре года и восемь месяцев строители вырыли трассу дли­ной 128 км с семью искусственными водохранилищами, возвели 240 различ­ных сооружений –шлюзов, плотин, гидростанций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и т. п. В связи с необходимостью за­топления больших площадей на новое место было перенесено 203 селения с 7000 крестьянских хозяйств, а также город Корчева. По технической сложности и объему строительных работ канал не имел себе равных: было уло­жено около 3 млн. куб. м бетона, пере­мещено почти 200 млн. куб. м грунта, установлено большое количество меха­низмов.

В марте 1937 г. прозвучали взрывы, возвестившие о том, что перемычки, отделявшей Волгу от канала, больше не существует. Одновременно опустились щитовые затворы Волжской плотины, и воды Волги хлынули в русло канала.

2 мая 1937 г. толпы празднично оде­тых москвичей заполнили набережные Москвы-реки от Крымского до Боль­шого Каменного моста. Они встречали подходившую к стенам Кремля первую флотилию судов, пришедших сюда с Волги. «Сухопутная» Москва стала пор­том трех морей–Балтийского, Белого и Каспийского. Новый канал сократил водный путь от Москвы до Ленинграда на 1100 км, а от Москвы до Горького– на 110 км.

Канал им. Москвы (так он стал име­новаться в 1947 г. в честь 800-летия столицы)–это не только великолепное инженерное сооружение, но и выда­ющееся явление в советской архитекту­ре своего времени.

Единственным в своем роде является построенный в 1937 г. по проекту архи­тектора А. М. Рухлядева Северный речной вокзал столицы, расположен­ный в Химках. Каждому, кто прибыва­ет в Москву по каналу, с борта тепло­хода, входящего в Химкинское водо­хранилище, здание вокзала открывает­ся словно огромный корабль, движу­щийся навстречу.

Огромные изменения, происшедшие в облике Москвы за последующие деся­тилетия, отразились и на районе Север­ного порта. В 1937 г. это была далекая окраина города. Чтобы добрат

Реферат опубликован: 29/08/2007