Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой

Страница: 4/15

Таким образом строится некий двуединый текст, состоящий из 2-х голосов: один из них принадлежит Блоку непосредственно, другой же - тоже Блоку, но опосредованно - блоковские уста в устах Ахматовой.

НАЧАЛО. ДЕСЯТЫЕ ГОДЫ.

Сборник "ВЕЧЕР".

С весны 1911 г. .Ахматова начала регулярно печататься в журналах, а в 1912 г. вышел в свет ее первый стихотворный сборник "Вечер" с предисловием М.А. Кузмина, сразу обративший на себя сочувственное внимание критики и читателей. Тогда же она стала от времени до времени встречаться с Блоком, появляясь в сопровождении своего мужа, в так называемой "Поэтической академии" Вячеслава Иванова (Общество ревнителей художественного слова", собиравшееся в редакции "Аполлона"), в салоне Вячеслава Иванова на "башне", у Городецких, на публичных литературных собраниях и выступлениях.

Весной 1911 г. впервые встретились тридцатилетний Блок, находившийся в зените своей поэтической славы и начинающий поэт Анна Ахматова, которой шел 22-й год. К этому времени ею было написано около 180 стихотворений, но опубликованы из них считанные единицы. Какое впечатление произвел Блок на Ахматову при первой встрече? Неизвестно. Исследователь Добин Е.С. решается отметить лишь, что в облике героя стихотворения "Рыбак" смутно угадываются черты Блока. На этом наблюдении вряд ли можно было бы настаивать, если был стихотворение не было датировано 23 апреля 1911 г. - на следующий день после их первой встречи в редакции "Аполлона". Может быть, с этого стихотворения и началось формирование "Блоковской легенды" в творчестве Ахматовой. Обращает внимание на себя его вторая строка:

А глаза синей , чем лед . (№3, стр. 71)

Л.Д. Блок вспоминала, что Блок прекрасно воплощал образ светлокудрого голубоглазого, стройного, героического арийца. О "прекрасных голубых глазах" Блока писал и Андрей Белый.

В дальнейшем, как мы увидим, тема глаз станет лейтмотивом в стихотворной перекличке Блока и Ахматовой.

В 1911 году происходит заметное "перераспределение сил на литературной сцене. Отношения между Н.С. Гумилевым и В.И. Ивановым становятся все более натянутыми. В противовес ивановской "Башне" возникает "Цех поэтов" . Вскоре Блок и Ахматова вновь встречаются в "Башне" . 7 ноября он записывает в дневнике: "В первом часу мы пришли с Любой к Вячеславу. ( .) А. Ахматова (читала стихи, уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше) ." (№11,стр. 239 ).

Очень заманчиво включить в список прочитанных в тот вечер Ахматовой стихотворений 1911г. - " Музе". Дата, указанная в сборнике , составленным В.М. Жирмунским ( №10,стр. 337),- 10 октября 1911 г., казалось бы, позволяет это сделать. Однако эта дата, по-видимому , ошибочна. Ахматова датировала его 10 н о я б р я 1911 г. - тремя днями позже блоковской записи в дневнике. (№13, стр. 36).

Это уточнение датировки не препятствует, однако, сопоставлению ахматовской "Музы", напечатанной в сборнике "Вечер", вышедшем в м а р т е 1912 г., с хрестоматийно известным стихотворением Блока " К Музе", датируемым концом 1912 г. В стихотворении звучат блоковские рифмы - это очевидно. Первая же строфа:

Муза - сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и я р о к.

И отняла золотое к о л ь ц о ,

Первый весенний п о д а р о к . (№3, стр. 67)

заставляет вспомнить стихи Блока:

.Я бросил в ночь заветное кольцо

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное л и ц о . (1908) (№5, стрю162)

а также:

.Открой, ответь на мой вопрос:

Твой день был я р о к ?

Я саван царственный принес

Тебе в п о д а р о к ! (1909) (№5, стр.265 )

Первая строфа блоковского стихотворения:

Есть в напевах твоих сокровенных

Реферат опубликован: 24/12/2006