Андрей Белый как художественная личность и явление эпохи

Страница: 2/2

Муки человеческой души становятся смертной болью физической - от падения «на сухие стебли, узловатые, как копья» или от давления тяжёлых могильных плит. Но подстерегающая смерть всё-таки не властна погасить ни желания пробуждения, ни страстных порывов личности:

Воздеваю бессонные очи -

Очи,

Полные слёзы и огня,

Я в провалы зияющей ночи,

В вечерних отсветах дня.

«Самосжигание» приводит к духовному перелому в лирике сборника «Урна». О нём сам поэт сказал: мёртвое «Я» заключено здесь в урну, а «живое «Я» пробуждается к истинному». На этом пути заново пережита любовная драма Андрея Белого с женой драма и разрыв с ним:

Им отдал всё, что я принёс:

Души расколотой сомненья,

Кристаллы дум, алмазы слёз

И жар любви, и песнопенья.

Глубоко перечувствованы невосполнимые утраты: вместо восхода солнца в юности - «скудные безогненные зори», «безгрёзное небытие». В философских раздумьях о жизни, в обращениях к художникам-современникам, друзьям изживаются горькие разочарования. Трудно, но прорастает зерно надежды: «над душой снова - предрассветный небосклон»; «вещие смущают сны».

В годы работы над «Петербургом» Андрей Белый был захвачен идеей человеческого самовоспитания, продолжения себя в себе. Новый стимул развития был почерпнут из антропософского учения Р. Штейнера (знакомство с ним состоялось весной 1912 года). По существу же всегдашнее стремление Андрея к изживанию явных и тайных пророков просто приобрело иное обоснование. На исходе 1916 года, как бы итожа свои раздумья о русской духовной культуре, он сказал: «Национальное самосознание ., которое в нас ещё дремлет, - вот лозунг будущего». И очень многое на этом пути сделал сам, разжигая «святую тревогу» о настоящем и будущем человека, народа, мира.

В годины праздных испытаний,

В годины мёртвой суеты -

Затверденей алмазом брани

В перегоревших углях - Ты.

Восстань в сердцах, сердца исполни!

Произрастай, наш край родной,

Неопалимый блеском молний,

Неодолимой купиной.

Из моря слёз, из моря муки

Судьба твоя - вина, ясна:

Ты простираешь ввысь, как руки,

Свои святые пламена -

Туда, - в развалы грозной эры

И в визг космический стихий, -

Туда, - в светлеющие сферы,

В грома летящих иерархий.

Список литературы:

1. Русская поэзия ХIХ - начала ХХ в. - М., 1990.

2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1970.

3. Брюсов В., Далекие и близкие - М., 1988.

4. Долгополов Л. К., Андрей Белый и его роман «Петербург» - Л., 1986.

Реферат опубликован: 30/04/2006