Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга

Страница: 5/7

В 1806 году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А.Д. Захарова. Перед этим К.И. Росси предлагал создать северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями.С классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского острова работы прервались на время Отечественной войны.

После победы над наполеоновской армией проходил второй период строитель-ства открытых ансамблей столицы, которой, в отличие от Москвы, война не причини-ла разрушений. Работы возглавлял созданный в 19816 г. Комитет для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге. Его членами инепосредственными авторами проектов были крупнейшие архитекторы и инженеры того времени.

Работы на стрелке Васильевского острова продолжались с 1826 г. Строительст-вом пакгаузов Биржи, музейного флигеля Академии наук и здания Таможни к 1833 г. закончилось формирование двух площадей: одной - с трёх сторон омываемой водой и расположенной перед Биржей, а другой - за ней. В этот наиболее открытый из "от- крытых" ансамблей включились здания Двенадцати коллегий, Кунсткамеры, главного корпуса Академии наук. Весь ансамбль при обзоре его со стороны Невы представля-

ется вполне завершённым, где не только ничего нельзя изменить, но кажется, что ни-

чего другого здесь и не могло быть!

С 1817 года начались работы по превращению Марсова поля и всего района бывших царских садов в громадный " открытый" ансамбль. Он раскрылся к Неве бла-

годаря устройству предмостной Суворовской площади. Разорваный ею северный фронт застройки Марсова поля оформили служебный корпус Мраморного дворца и ре-

конструированные дома Салтыкова и Бецкого. На западной стороне Марсова поля пу-

тём перестройки нескольких домов было создано здание казарм Павловского полка, которые вместе с другим угловым зданием - домом Адамини ( 1822-1827 гг., архитек-

тор Д. Адамини ) в основном оформило западную сторону громадной площади. Юж-

ная и восточная стороны Марсова поля остались обрамлёнными протоками, за кото-

рыми - сады. Возвышаюшаяся над зеленью башня со шпилем Михайловского замка включилась в ансамбль необходимым высотным акцентом.

В 1820-х годах по проектам К. Росси реконструируется окружение Михайловс-

кого замка; засыпаются Замковый и Церковный каналы, а по берегам Мойки и Фон-

танки устраиваются городские проезды. Летний сад остался связаным в ансамблевом отношении с замком. Ось симметрии главной аллеи и пруда этого сада служит также осью замка и Кленовой аллеи с симметрично расположенными по её сторонам зда-

ниями кордегардий и конюшен. Их фасады, выходившие на Караванную (Манежную) площадь, были реконструированы. Район царских садов рассекала продлённая в север-

ном направлении Садовая улица. Она отделила замок от той части района, которая ста-

ла Михайловским садом. В нём на берегу Мойки строится пристань с павильоном, а на южной стороне - великокняжеский Михайловский дворец (1819-1825 гг., архитектор К. Росси ), в 1896 году отданный Русскому музею. Он обращён фасадом в парадный двор, раскрытый к тогда же созданой Михайловской площади. К югу от неё, на продо-

лжении оси дворца до Невского проспекта, сквозь квартал жилых домов К. Росси про-

бивает Михайловскую улицу. Таким образом изолированный район царских садов пре-

вратился в ансамбль, органично связанный с городским окружением и с Невским прос-

пектом.

В 1817 году закончалась вторая перестройка здания Адмиралтейства и началось создание ансамблей главных городских площадей. Из них центральная - Адмиралтейская вытянулась вдоль главного фасада этого здания. В 1823 году громадное здание Главного штаба своими корпусами охватило всю южную часть Дворцовой площади. При его создании были использованы стены некоторых домов, формировавших площадь после её предыдущей реконструкции, произведённой за полвека до этого. Криволинейные очертания Дворцовой площади изменены на симметричные. На её оси перед аркой Главного штаба в 1834 г. поставлен памятник победы в Отечественной вой-не- великолепная Александровская колонна, величайшая в мире, со стволом, целиком вырубленным из гранитного массива.

К западу от Адмиралтейства на Сенатской площади, где вздыбился " Медный всадник", с 1829 по 1831 г. заново строятся корпуса зданий Сената и Синода, объеди- нённые триумфальной аркой над Галерной улицей. В ансамбль Сенатской площади органично включился Конногвардейский манеж, построенный за четверть века до это-того. Портик манежа на дольшом расстоянии от Дворцовой площади замкнул её про-дольную ось.

Строительством в 1837-1843 гг. на Дворцовой площади Штаба Гвардейского корпуса и постройкой Исаакиевского собора закончилось создание всего грандиозного ансамбля, целостного, несмотря на различие стилей его зданий. Здесь общий компози-ционный центр - адмиралтейская башня.

Реферат опубликован: 11/07/2009