Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга

Страница: 6/7

Дворцовая, Разводная, Адмиралтейская и Сенатская площади, формировавшие-

ся путём неоднократной реконструкции,стали представлять собой исключительный по силе художественно - эмоционального воздействия "ансамбль ансамблей " . Размеры планировка и ордерная архитектура зданий позволяют рассматривать его как величес-

твенный форум. Вначале он не служил общению горожан, а был внутрегородским пространством, где проходили военные парады. Площади действительно стали народ-

ным форумом - местом общегородских праздничных демонстраций и народных гуля-

ний. Ансамбль этих площадей - не только памятник архитектуры, но и исторический памятник мирового значения.

К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по планировочной струк-

туре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся в середине Х1Х века.

С юга её замыкает Мариинский дворец - ныне здание городского совета. Эту часть площади фланкируют два симетрично расположенных , близких по объёму и архитек-

туре здания бывших министерств, между которыми возвышается скульптура конного всадника ( 1859 год , скульптор П. К. Клодт.) . Исаакиевский собор и Мариинский дво-

рец расположены как бы на одной оси, которая в середине почти неуловима для взгля-

да переломлена. Незаметно и то что, площадь пересекается Мойкой. Она течёт под не-

обычным мостом, перекрывающим площадь во всю её ширину. В начале ХХ века здесь появились здания -гостиница "Астория " и Германское посольство, несколько нарушающие архитектурную целостность ансамбля.

Невский - лучший и наиболее широкий проспект старой части города, органич-

но связан с водными протоками: он соединяет отдалённые друг от друга набережные Невы и два больших моста - Александра Невского и Дворцовый, хотя немного не до-

ходит до них. Он трижды пересекает рукова Невы : Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку. Их панорамы хоршо просматриваются с Невского проспекта. В середине Х1Х века Невский от Адмиралтейства до Фонтанки представлял собой единый законченный формированием архитектурный ансамбль.

С тех пор здесь многое изменилось. Около половины всех домов были надстро-

ены и перестроены. Новые высокие здания нарушили единство всего ансамбля, но внесли в облик этого делового центра модную импозантность и разнообразие.

Ансамбль Казанского собора - жемчужина Невского проспекта. Своей колонна-

дой собор вплотную подходит к набережной Екатерининского канала и охватывает площадь, образовавшуюся на месте ранее стоявшей здесь церкви с высоким шпилем . В своих концах колоннада имеет триумфальные ворота, перед которыми установлены монументы Кутузову и Барклаю де Толли. Перед главным, западным, входом в собор находится небольшая площадь со сквером, полукругом охваченным великолепной во-

ронихинской решеткой. Дома, окружающие Казанский собор, были подчинены этому ансамблю, являясь его вспомогательными элементами. Некоторые из них после пере-

стройки выпали из ансамбля. Сам Казанский собор был построен по проекту и под ру-

ководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина в 1801-1811 годах. История Каза-нского собора представляет собой особый интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная " икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась вцеркви Рождества богородицы, построеной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенацио-

нальной святыни ", способствующей благоденствию царствующего дома. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми ху-

дожниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были харктерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. Уже в проекте собора ясно обна-

ружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный

крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора

шло в русле развития гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма,

возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятиле-

тия XVIII века. Архитектуре собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъёма.

В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной сла-

вы: в нём разместилось трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был

похоронен великий русский полководец М.И. Кутузов. Во второй половине XIX- на-

чале XX века парадная соборная площадь и прилегающие к ней улицы становятся тра-

диционным местом революционных выступлений рабочих, интеллигенции, учащейся

молодёжи, направленных против самордежавия, против власти помещиков и буржуа-

зии.

Реферат опубликован: 11/07/2009