Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

Страница: 9/10

Способность адаптации к новым условиям является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя.

К адаптивным способностям учителя можно отнести: способность самостоятельно подбирать учебный материал, способность по-разному излагать, доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися; способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации; способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию; способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах; способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности; способность сознательно управлять мышлением, делая его бо­лее продуктивным.

Одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя - формирование у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетра­диционные, творческие педагогические проблемы. В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в ву­зе.

Система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.

Адаптация учащегося к вузовской системе обучения предполагает модульность построе­ния образования в целом и основывается на следующих принципах:

1) непрерывность развития основных представлений, понятий и законов педагогики в курсах всех педагогических дисциплин;

2) фундаментализация специального педагогического образования путем создания модуля общепедагогических дисциплин "введение в спе­циальность"

3) приоритетность и ранжирование модулей с учетом профиля и характера специальностей.

4) универсальность - возможности за­мены одного модуля "введения в специальность" другим.

Таким образом, решение важной проблемы современного образования в России - формирование у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов.

В этой связи изменяется модель образования в целом - совершается переход к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Список используемой литературы

1. Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.

2. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. М., 1990. С. 5-13.

3. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991. – 98 с.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.

6. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Научные редакторы: Н.К.

7. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Волгоград: Перемена, 1998.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное посо­бие для студентов педагогических учебных заве­дений. М.: Школа-Пресс, 1997, Гл.

9. Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998

10. И.П. Подласый. Педагогика. – М.: Владос, 2001. – 398 с.

Реферат опубликован: 18/12/2009