Активизация учебного процесса (самообразование)

Страница: 10/11

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с создани­ем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремле­ния к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с за­очниками велика роль организации совместной продуктивной деятель­ности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, опре­деляет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научно­го познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставле­ние разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.

Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая - соответствие собственных действий преподавателя требованиям со­временной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить раз­ные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

практи­чески-действенная - критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы - с данной группой студентов в зави­симости от ее специфики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, при­ближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на реше­ние профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке кон­трольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные за­дания включаются преподаватели родственных дисциплин: использо­вание межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индиви­дуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенство­вания, правильном и своевременном осознании своей индивидуально­сти - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов инте­рес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть ос­новными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литерату­рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференциро­ванных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; ис­пользовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию;

уметь контролировать и оценивать знания и т.д.

Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленно шаг за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в прак­тике. Для формирования профессиональных умений важно познако­мить студента с функциональным содержанием данного приема рабо­ты, а затем научить применять его в конкретных условиях.

В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обуче­ние, управление практической деятельностью в контексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возмож­ность побуждения уровня активности: возникают устойчивая внутрен­няя ориентированность на работу, самокритичность. Развиваются оп­ределенные коммуникативные, организаторские, конструктивные, гно­стические качества.

Прохождение последовательных дидактических шагов по овладе­нию основами профессионального труда можно осуществить с помо­щью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, ак­тивной практике. Прорабатывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоре­тических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.

Подготовка и проведение практических занятий студентами-заочниками предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагностический, научно-исследовательский).

Заочнику, начинающему путь в высшее образование, полезно по­знакомиться с требованиями соответствующих государственных стандар­тов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с ра­бочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.

Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и освоить, в первую очередь то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.

При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с приоритета деятельности преподавателя на самостоятельную познава­тельную деятельность студента, на создание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснование своей позиции, способность ставить новые вопросы, го­товность к адекватной самооценке, в целом устойчивая потребность в самообразовании.

Реферат опубликован: 20/02/2010