Барокко в русской архитектуре

Страница: 10/12

Архитектурные темы, возникшие в композиции построек двор­цового типа, переходили на здания вполне утилитарные - как Адми­ралтейство, перестроенное в 1727-1738 гг. архитектором И. К. Коробовым, Партикулярная верфь (1717-1722, И. Маттарнови), Коню­шенный двор (1720-1723, Н.Гербель) и др. Они же возникали и на зданиях церквей, получавших вполне светский характер, что вполне отвечало содержанию процесса слияния церкви с государственной властью, происходившего в петровское время. Суховатая рациональ­ность построения объема и ордерной декорации и характер силуэта сближали Петропавловский собор и Троицкую церковь в Петер­бурге не только со светскими дворцовыми постройками, но и с та­кими деловыми зданиями, как Адмиралтейство.

Все вместе складывалось в очень определенный, легко опознава­емый стиль, соединивший где-то заимствованное и свое, традицион­ное, но и то и другое - переработанным в соответствии с задачами, которые выдвигало время. Трезвый рационализм определял общую тональность петербургского варианта стиля петровского времени. Но - задает вопрос И.Грабарь: “как могло случиться, что участие в строительстве итальянских, немецких, французских, голландских и русских мастеров не привело в архитектуре Петербурга к стилисти­ческой анархии, к механическому собиранию воедино всех нацио­нальных стилей, властвовавших в начале XVIII в. в Европе? . По­чему Петербург . получил и до сих пор сохраняет свое собственное лицо, притом лицо вовсе не чужеземное, а национальное русское?” И. Грабарь связывал это прежде всего с огромной, решающей ролью личности Петра в создании облика Петербурга и с посте­пенно возраставшим участием русских мастеров, учившихся у ино­земцев. Нет сомнения в значении того и другого. Однако главным была, конечно, жизнеспособность русской архитектурной традиции, открытой к развитию, гибкой, но вместе с тем имеющей прочную общекультурную основу. Многое из того, что определило новизну петровского барокко, созрело в процессах ее внутренних изменений, восприятие иного также было подготовлено ее саморазвитием. Тра­диция оказалась обновленной, но не разрушенной, не замененной, во обогащенной чужеземным опытом, который она ассимилиро­вала.

Русская традиция прорвалась ко “всемирному и всечеловече­скому”, вошла в систему общеевропейской культуры, оставаясь ее ясно выделяющимся, своеобычным звеном. Не только трезвый ра­ционализм целевых установок и его отражение в стилеобразовании (простота и ясная очерченность объемов, скупость декора и пр.), но и прочная традиционная основа, по-прежнему задававшая характер пространственных и ритмических структур, определяли своеобразие русского в рамках общих характеристик европейского зодчества XVIII в. Важно и то, что новые ценности, воспринятые русским зод­чеством, отбирались на основе критериев, связанных со специфиче­ски национальным восприятием пространства и массы, природного и рукотворного. Изменения отнюдь не были измышленными и ис­кусственно навязанными; их с необходимостью определила логика развития историко-культурных процессов.

Сама значительность роли Петра I определялась тем, что он верно угадал не только необходимость перемен, но и их плодотвор­ное направление. Сумев подняться над замкнутостью русской куль­туры, он мог увидеть то, что, будучи привито ей извне, обещало при­житься в ней и обогатить ее, связывая со всечеловеческим. Прагматик и реалист, в сфере синтеза культур Петр умел руковод­ствоваться образными представлениями, которые рождала его инту­иция. В этом он следовал логике и метопу художественного твор­чества. Любитель и мастер парадоксов Сальвадор Дали характеризо­вал первого российского императора, отметив: “По-моему, самым великим художником России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы”.

Петр, не будучи архитектором, был, пожалуй, первым, кто мог бы претендовать на личную принадлежность идей, осуществляв­шихся в строительстве, то есть на роль автора в современном пони­мании. В его время уже совершалась исторически назревшая смена методов деятельности - проектирование обособлялось от строитель­ства, его цикл завершался созданием чертежа. Чертеж, однако, вос­принимался еще как “образец”, допускавший достаточно свободное толкование (как и образец в старом понимании, здание-образец, или изображение в книге, со второй половины XVII в. расширившее сферу образцов). Такое отношение традиционно предполагало гиб­кую динамичность первоначального замысла и его анонимность, от­чужденность от конкретной личности - участники строительного процесса по-прежнему считали себя вправе отступать от него или дополнять его, делая “как лучше”.

Реферат опубликован: 28/04/2007