Барокко в русской архитектуре

Страница: 5/12

ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА. Противопоставление двух крупней­ших центров России - Москвы и Петербурга - Ленинграда, более двухсот лет выступавшего в качестве “новой столицы”, - бытует с давних лет. Привычная оппозиция подчеркивается в разных гранях городской культуры и в традициях художественных школ, в психо­логии жителей и их поведении, но более всего - в характере про­странственной организации городской ткани. Сопоставлением Москвы и Петербурга обычно иллюстрируется мысль о противопо­ложности живописного и регулярного, интуитивного и рассудочного начал русского градостроительства. Однако и здесь реальная кар­тина сложнее, чем противопоставление раздельно бытовавших и не­совместимых качеств, что особенно ясно показывает история фор­мирования города на Неве.

Некая гибридность была присуща и архитектуре собора. Строил его швейцарец из италоязычного кантона Тессин Доменико Трезини (около 1670-1734). Это был первый иностранный зодчий, приехав­ший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копен­гагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профес­сионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обу­ревали Петра I (в 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Пе­тропавловской крепости: “ . я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего .”). Вкусы и идеальные представления за­казчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профес­сионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его “художественной воли”.

Петербургское здание, однако, отнюдь не было повторением мо­сковского прообраза. Его общие очертания более динамичны, реши­тельны и жестки, что подчеркивает и квадратное сечение башни, за­менившее восьмигранник. Декор его скорее графичен, чем объемен. Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утверждавшийся в архи­тектуре Петербурга петровского времени. Главным отступлением от традиции стал “латинский” интерьер собора, подчиненный продо­льной оси, с тремя нефами, перекрытыми сводами одинаковой вы­соты (заметим, однако, что такая его структура позволила наиболее простым и эффектным приемом связать горизонтальный объем и колокольню в динамичной композиции). Место традиционных округлых апсид заняла прямоугольная пристройка, фасад которой, обращенный к главным воротам крепости, своим высоким бароч­ным фронтоном как бы откликается на их архитектурную тему три­умфальной арки. Соединение национальной традиции с иноземным, воспринимавшимся как новация, столь определенно намеченное в этом важнейшем монументальном здании молодой столицы, стало ключевым для характера архитектуры петровского Петербурга.

Все это было вполне обычным для русского города. Не была но­вацией и двухчастность городского организма - очевидную анало­гию ей можно видеть, скажем, в Новгороде. Пожалуй, несколько не­привычна для русского города растянутость вдоль реки, которую получило левобережное поселение. Впрочем, и это встречалось на берегах крупных судоходных рек. На первом этапе строительства Петербурга новое, пожалуй, - лишь та целеустремленная энергия, с которой ресурсы всей страны направлены на создание нового го­рода. Даже при Иване Грозном и Борисе Годунове градостроитель­ная деятельность не имела подобного размаха и организованности. Знамением Бремени стало изменение ценностей, отраженное в го­родских структурах. Центральную позицию в левобережной части города занял не храм или дворец, а утилитарная постройка, Адми­ралтейская верфь. Подобные здания вместе с жильем стали “жан­ром” архитектуры, ведущим в процессах стилеобразования. Н.Ф.Гуляницкий отметил, что панорама обеих частей Петербурга за первые полтора десятилетия его существования сохраняла вполне тради­ционный характер. Шпили Адмиралтейства и Петропавловского со­бора были вехами, выделявшими центры главных частей города, второстепенные узлы отмечались меньшими вертикалями, кото­рыми дополнялась система ориентации54. Тяготение к планообразующему центру подчиняло себе уличную сеть, живописную, вопреки попыткам размечать их “линии” и подчинять им застройку.

Все изменилось, когда постепенно вызревавшая у Петра -I мысль - перенести в Петербург столицу - превратилась в 1714г. в твердое решение. Для столицы стихийно сложившаяся двухчаст­ность была неприемлема. Создание импозантного центра, которому подчинен весь город, стало вопросом престижа российского госу­дарства, а к этому Петр относился с обостренной чувствительно­стью. Начался поиск объединяющей идеи.

Реферат опубликован: 28/04/2007