Анализ феномена культуры в философских воззрениях

Страница: 14/16

В современных исследованиях педагогическая исследованиях педагогическая деятельность рассматривается как одна из разновидностей творчества. Но более глубоко проблема педагогического творчества рассматривается в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, В.Ф. Ломова, М.Р. Львова, И.П. Раченко, М.М. Потагиника и других.

Педагогическое творчество рассматривается авторами как не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая» /96/.

Труд учителя не допускает однажды усвоенного алгоритма действий, это постоянный творческий поиск оптимальных решений педагогических задач, эксперимент, который требует от учителя цельного и твердого характера, педагогических способностей, педагогического мастерства.

В обобщенной форме сущность творчества определяется как деятельность, которая порождает качественно нечто новое и отличается неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью /19/.

Имея много общего с другими видами творчества, педагогическое творчество обладает своеобразием.

Во-первых, для педагогического творчества характерна «регламентированность» во времени и пространстве. Преподаватель ограничен во времени количеством часов, которые отводятся на изучение конкретной темы, раздела, ограничен аудиторным временем и т.д.

В ходе занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые ситуации, которые требуют квалифицированного решения.

Во-вторых, наблюдается отсроченность поисков педагога. Результаты деятельности педагога воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения, будущих специалистов и оцениваются очень относительно. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессиональной деятельности.

В-третьих, характеризуется сотворчеством преподавателя со студентами, коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, который основан на единстве цели профессиональной деятельности. Преподаватель вуза, ученый и педагог, как специалист в определенной области знаний, в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим студентам творческое отношение к профессиональной деятельности.

В-четвертых, отличается зависимость проявления творческого педагогического потенциала преподавателя от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса. Стандартное и нестандартное учебное оборудование, техническое обеспечение методическая подготовка преподавателя и психологическая готовность студентов к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

В-пятых, проявляется умением преподавателя управлять личным эмоционально-психическим состоянием. Вызывать адекватное поведение в деятельности студентов, способностью педагога организовать общение со студентами как творческий процесс, не подавляя их инициативность и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации /67/.

Творческая активность деятельности учителя характеризуется: необходимостью, оригинальностью, динамизмом, мобильностью, подвижностью, пластичностью мышления, развитым воображением, инициативой, постоянным поиском нового, стремлением достичь нового.

Особенности педагогического творчества позволяют понять полнее взаимосвязь педагогического творчества и педагогической культуры, их взаимообусловленность.

Одним из условий возникновения педагогического творчеств является высокая общая и педагогическая культура учителя, овладение мастерством, умением оптимально выбирать методы и приемы обучения и воспитания. Второе условие – социальный опыт, умение видеть в сегодняшнем развитии завтрашние задачи.

Говоря о шестой взаимосвязи педагогической культуры и педагогического творчества, можно утверждать, что педагогическая культура представляет собой явление динамичное, постоянно изменяющееся в процессе своего развития, приобретающее все новые оттенки и черты.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что чаще всего среди структурных компонентов педагогической культуры называют: личностные качества /66,9%/, профессиональные знания /66,2%/ и умения /56,8%/, педагогический опыт /16,8%/, творческий подход к решению педагогических задач /30%/.

Но, несмотря на многообразия компонентов педагогической культуры, мы не встречаем такого важного компонента, как педагогическая интуиция.

По нашему мнению, педагогическая интуиция является одним из системообразующих компонентов педагогической культуры, определяющим моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, предвидения, интуиции, импровизации.

Реферат опубликован: 15/09/2009