Аудирование на начальном этапе обучения

Страница: 23/29

1. Отделять главное от второстепенного, т. е. выделять смысловые вехи и смысловой центр фразы.

На материале нескольких фраз преподаватель показывает, как выделять смысловые вехи, отыскивая ответы на вопросы кто? / что делает ? /Что происходит? каким образом?, а также иногда где ? когда? с какой целью?

После того как учащиеся научатся выделить смысловые вехи и повторять фразу в компрессированном виде, следует выполнить аналогичные упражнения на материале группы фраз, связанных но смыслу. Работа над развитием данного умения, а также и всех последующих завершается когда все учащиеся выполняют соответствующие задания (в данном случае выде­ляют смысловые вехи и повторяют смысловой центр фразы) правильно и в достаточно быстром темпе.

2. Определять тему сообщения.

Работа ведется на материале микро­текста. Преподаватель объясняет, что ответ на вопрос о чем? содержится в теме сооб­щения, и показывает на 2—3 микротестах раскрытие темы. Затем учащиеся, прослу­шав микротекст, выбирают из трех предло­женных вариантов формулировку темы, соответствующую данному тексту, сами определяют тему и, наконец, придумывают заголовок, отражающий тему текста. Параллельно в каждом тексте выделяются смысловые вехи.

3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.

Как обычно, сначала преподаватель сам выделяет факты, поясняя ход своих дейст­вий. Следует объяснить учащимся, что для выделения фактов нужно найти в тексте ответы на вопросы о чем? и что?

Учащимся предлагается на материале разных звучащих текстов выполнить следующие задания: разделить текст на смысловые куски и сосчитать их количество, перечислить факты текста, поставив вопро­сы к каждому из них, расставить пункты плана в соответствии с последователь­ностью фактов в тексте, привести план в соответствие с фактами текста (убрать лиш­ние, добавить пропущенные, исправить неверные) и, наконец, самим составить план, отразив в нем все факты текста. Одно­временно определяется тема текста и выде­ляются ключевые слова.

4. Устанавливать логические связи меж­ду элементами текста.

Для овладения данным умением следует использовать целостный звучащий микротекст. «Преподаватель покалывает на при­мере конкретного текста его композицию: качало, основную часть, концовку. Он скрывает логику изложения путем постановки вопросов к каждой последующей фразе. Рекомендуется выполнить следую­щее упражнения: расставить фразы в логи­ческой последовательности (не более 5 коротких предложений), поменять местами фразы в соответствии с логикой изложения, заменить фразу, нарушающую логику изложения, привести описание сюжетной картины/серии картин в соответствие с логической последовательностью событий. Составить план фабульного текста, соблюдая последовательность фактов.

5. Выделить главную мысль.

Следует объяснить учащимся, что глав­ная мысль отражает замысел автора и от­вечает на вопрос, с какой целью автор рассказал о чем-то. Затем следует рассмот­реть главную мысль, которая выражена в тексте эксплицитно, потом учащиеся сами должны найти главную мысль в тексте, затем выбрать из трех предложенных вариантов главную мысль, соответствующую смыслу прослушанного текста, и, наконец, самим сформулировать главную мысль.

6. Воспринимать сообщение к опреде­ленном темпе (в данном случае естествен­ном медленном), определенной длительно­сти звучания (1,2 — 2 мин) до конца без пропусков. Формирование этих умений целесообразно осуществлять одновременно. Проведенные срезы показали, что трудно­сти, связанные с определенным темпом предъявления сообщения и с его длиной, как правило, с наибольшей силой влияют на прием конца сообщения (примерно 30 последних секунд в коротких текстах).

Преподавателю следует сказать учащим­ся о том, что они не должны стремить­ся полностью запомнить начало текста, так как в этом случае они устанут и плохо запомнят конец. Им следует, опираясь на умения 1 и 3, стараться запомнить основное содержание всего текста и особенно внимательно прослушать конец, так как часто в конце содержится самая важная информация.

Затем учащимся предлагается прослушать текст, кратко передать начало и середину и по возможности ПОЛНО и ТОЧНО воспроизвести конец. Можно использовать следующий прием работы: слабый ученик пересказывает конец текста, средний повто­ряет сказанное и добавляет пропущенное и, наконец, сильный ученик воспроизводит конец текста полно и точно.

Реферат опубликован: 3/08/2008