Аудирование на начальном этапе обучения

Страница: 24/29

Таковы вкратце приемы, с помощью ко­торых за период начального этапа можно сформировать базисные умения аудирования и достичь его исходного уровня. Кри­терием сформированности всех указанных умении является способность учащихся полно и точно понять короткий текст с новым простым содержанием, доступный по языковой форме (не содержащий новых языковых явлений и скопления трудных для восприятия форм), предъявленный преподавателем один раз в естественном медленном темпе без зрительной опоры в виде картин.

Итак, возможность интенсифи­кации обучения аудированию в формиро­вании базовых умений данною вида рече­вой деятельности на начальном этапе пос­ле создания перцептивной базы аудирования. Известно, что целенаправленное и гра­дуированное развитие умении требует мень­ше затрат времени и усилий обучающих­ся, чем стихийное и комплексное, и дает лучшие результаты. Кроме того, проведение этой работы на начальном этапе (обычно же такого рода задачи решаются на про­двинутом этапе) должно обеспечить более равномерное и последовательное развитие аудирования и позволит избежать затрат времени на преодоление трудностей, свя­занных с несформированностью данных умений, на продвинутых этапах.

Предлагаемый Елухиной путь обучения аудированию на начальном этапе должен придать педагогическому процессу большую комму­никативную направленность, так как в этом случае центр тяжести работы будет перенесен на речевые упражнения, вы­полняемые на материале связных текстов.

3. Обучение аудированию во внеклассной работе

а. Углубленное овладение аудированием на занятиях кружка

Внеклассная работа с детьми помогает углубить знания детей на иностранном языке и разнообразить их школьную жизнь. Далее описывается, какое место занимает аудирование на занятиях кружка, и как осуществляется углубленное овладение учениками данного вида речевой деятельности.

Одно из главных целевых назначений аудирования на заня­тиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержания внеклассных мероприятий по предмету это учитывается в отборе материалов для аудирования. Включая аудирование в план занятий кружка, необходимо также принимать во внима­ние, что оно требует крайне напряженной психической дея­тельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключе­ние внимания слушающего. В связи с этим руководителю кружка важно знать, что захотят услышать дети, с помощью каких приемов и средств следует поддерживать их активность в процессе аудирования. Так же как и в учебном процессе, аудирование вне урока имеет свою периодизацию, обусловлен­ную общевозрастными и индивидуальными особенностями школьников и их речевым опытом.

Затаив дыхание, слушают учащиеся 5 – 6х классов рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией ярких и красочных сюжетных и тематических картин, рисунков, следят за пере­движением фигурок на фланелеграфе или магнитной доске, просматривают озвученные учителем диапозитивы и диафильмы, фоторепортажи, отражающие события в жизни школы. Большой интерес у них вызывает аудирование известных им народных сказок со зрительной опорой на иллюстрации или в сопровождении коротких музыкальных пьес для детей на сюжеты сказок.

Одним из методических приемов, повышающих активность слухового восприятия детей на начальном этапе является диа­лог учителя с куклой, выполняющей различные действия. Ре­плики куклы, записанные на магнитную ленту в исполне­нии старшеклассников, воспринимаются более естественно и эмоционально, Достаточный набор разнообразных кукол и уме­ние учителя оперировать ими в процессе аудирования позво­ляют закрепить в устной речи материал, содержащий изученную на уроке лексику, грамматику, речевые структуры. Реак­ция детей на диалог с помощью куклы — достаточный показатель их аудитивной компетенции. Большой интерес вызывают задания на отгадывание описываемого в рассказе лица (предмета, явления), выполнение распоряжений учителя, ма­нипулирование с рисунками и предметами по ходу рассказа I (раскладывание рисунков в той последовательности, в какой они иллюстрируют рассказ, выбор рисунков, соответствующих содержанию прослушанного рассказа, расстановка мебели, одевание куклы и т. д.), изображение в пантомиме или рисунке 'содержания рассказа, исправление неточностей и т. д.

Реферат опубликован: 3/08/2008