Введение в профессию

Страница: 11/22

В развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваются две модели психотерапии: в первом случае психотерапия является вра­чебной специальностью, к занятию которой допускаются медики и лишь некоторое число психологов, во втором — психотерапия высту­пает как самостоятельная гуманитарная профессия, которой могут заниматься специалисты, окончившие полный курс профессиональ­ной специальной подготовки. О том, каковы особенности подготов­ки психотерапевтов, психотерапевтические принципы и направле­ния психотерапевтической работы, пойдет речь в этой главе.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием и психокоррекцией психологи­ческое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или на группу людей с целью лечения или профилакти­ки заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей [Карвасарский, 1985]. Однако за послед­ние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом значительно расширило границы данного выше опреде­ления. Психотерапия успешно распространяет свое влияние на широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевти­ческие знания и даже некоторые техники представляют интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Се­годня уже можно говорить о формировании особого психотера­певтического мировоззрения, центром которого является целост­ная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Долгое время существующая как область медицины, психоте­рапия шагнула далеко за ее пределы. Профессионалы из разных, далеких от медицины областей жизнедеятельности (например, педагогика, менеджмент и др.) успешно используют психотера­певтические принципы и подходы. Все разнообразие развивающейся психотерапии В. В. Макаров объединил шестью моделями — меди­цинской, психологической, педагогической, философской, соци­альной и недифференцированной:

1. Модель медицинской (клинической) психотерапии, будучи исторически более зрелой, является источником развития других зарождающихся моделей, она предназначена для лечения и пре­дупреждения заболеваний. Наибольшее развитие эта модель полу-

чила в психиатрии для лечения пограничных состояний, в нарко­логии при терапии некоторых форм зависимостей, в психосома­тической медицине. Но наиболее широкое применение психотера­пия нашла в клинике неврозов, последствий реактивных состоя­ний, расстройств личности. В этих областях психотерапия выступает основным средством лечения в комплексе с фармакотерапией. Специфика работы в рамках данной психотерапевтической моде­ли налагает определенные требования на подготовку специалис­тов, основным из которых является наличие медицинского (вра­чебного) образования или специализации “медицинский (клини­ческий) психолог”.

2. Психологическая модель психотерапии работает в области психологического здоровья, полноценного личностного развития, самоактуализации, решения проблем межличностного взаимодей­ствия. Психотерапия как психологическая специальность относит­ся к сфере практической психологии, и ее основные задачи связа­ны с обеспечением психологического здоровья личности, с оказа­нием психологической помощи и поддержки в условиях нарушения адаптации, напряженных и неуспешных взаимодействий в личных и профессиональных отношениях. При этом профессиональная деятельность психотерапевта оказывает особо выраженное влия­ние на личность клиента, равно как и на личность самого профес­сионала. Поэтому психотерапевтическая подготовка и принципы работы психолога в сфере психотерапии несколько отличаются от всех других форм психологического воздействия.

Реферат опубликован: 5/06/2007