Введение в профессию

Страница: 12/22

3. Педагогическая модель терапии предполагает ее направлен­ность на процессы обучения и воспитания, она работает с обуча­ющимися, педагогами, родителями. В этой модели могут быть ус­пешны лица с базовым психологическим или педагогическим об­разованием.

4. В философской модели психотерапия предназначена для дос­тижения понимания собственной личности, объяснения устройства мира, своего места в нем. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Концепция личности в психоаналити­ческом или экзистенциально-гуманистическом направлениях пси­хотерапии дает ее последователям четкое представление о мире, человеке и их взаимодействии.

5. Социальная (политическая) модель используется для манипу­лирования человеком или группой, одним из аспектов этой моде­ли является участие психотерапевтов в политических выборных процессах.

6. Недифференцированная (эклектическая) модель объединяет в себе элементы пяти вышеописанных моделей. В нашей стране большинство психотерапевтов работают в рамках данной модели, в своей практике они синтезируют концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии.

3.3. Направления психотерапевтической работы

Классификации направлений и методов современной психоте­рапии весьма различны и многообразны в зависимости от их тео­ретических и методических обоснований, принадлежности к определенному теоретическому направлению или психологической школе. С достаточной условностью можно выделить два направле­ния: первое основывается на выделении одного из методов психо­терапии западноевропейской или американской школы психоло­гии, второе в основание кладет эклектический метод, не придер­живаясь строго какого-то одного метода работы.

Первое направление может быть представлено такими психо­логическими школами и соответствующими им методами психо­терапии, как психоанализ, гештальттерапия, бихевиоральная те­рапия, гуманистическая терапия, экзистенциональная терапия, когнитивная терапия и рационально-эмотивная терапия. Предла­гаем краткое описание содержания методов индивидуальной пси­хотерапии каждой из выделенных психологических школ.

Психоанализ относится скорее к медицинской модели психо­терапии, в основе которой лежит исследование бессознательного. Основателем этого направления в психологии является австрий­ский психиатр и врач Зигмунд Фрейд (1856—1939). Психоанализ первоначально возник как метод лечения и изучения истеричес­ких неврозов, но затем превратился в психологическую теорию, в основе которой лежит идея о том, что поведение человека опреде­ляется не только и не столько его сознанием, сколько бессозна­тельным. Подавленные желания, конфликт влечения и запреты — причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане. Задача психоаналитика — помочь страдаю­щему человеку понять истинную картину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, кото­рые были вытеснены, перевести их в сознание и как бы заново про­жить. Это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т.е. очищения и освобождения. Выявить скрытое, сделать бессознательное содер­жание осознаваемым, а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю, — задача психоанализа как терапевтического метода.

Одна из центральных идей современной психотерапии, осно­ванной на психоанализе, — идея психологической защиты (при­писывание другим собственных скрытых свойств, регрессивные формы поведения, оговорки, описки, ошибки, рационализация), среди которых наиболее адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т.е. перенесение, перевод нереали­зованной энергии в другие области (творчество, труд, религия). Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но именно его метод лег в основу большинства терапев­тических систем. В настоящее время психоанализ имеет много дру­гих направлений в западной психологии, идущих от учеников и последователей Фрейда. Но поскольку психоаналитические методы терапии требуют гораздо больше времени и весьма трудоемки по сравнению с другими методами, в настоящее время они не являются столь популярными, и к тому же это самая дорогая фор­ма индивидуальной психотерапии.

Реферат опубликован: 5/06/2007