Введение в профессию

Страница: 15/22

Игровая терапия — одна из наиболее распространенных в 30-е годы XX в. эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития. Обобщена в двух основных фор­мах — игротерапии и арттерапии.

Игротерапия часто применяется как техника терапии детского возраста. Выделяют две формы игротерапии — направленную и не­направленную, которые по-разному предполагают степень активно­сти и участие в игре взрослого с целью актуализации в символичес­кой форме бессознательных подавленных тенденций у ребенка и проигрывание их в направлении социально приемлемых стандартов и норм. В снискавшей высокую оценку классической работе X. Джай-нотт цель игровой терапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установле­ния баланса в структуре его личности [Джайнотт, 1970].

В практике игротерапии сформулированы основные требова­ния, регламентирующие процедуры и методы ее применения. Раз­личают индивидуальную и групповую формы игротерапии. Так, наилучшей формой коррекции личностных нарушений в общении будет групповая игротерапия. Набор игр, применяемых в игроте­рапии, включает игры со структурированным игровым материа­лом и сюжетные игры. Среди них выделяют сказкотерапию и кук-лотерапию.

Близкой к игротерапии формой коррекции психического раз­вития является арттерапия.

Арттерапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятель­ности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыраже­ния и самопознания личности через искусство, отсюда важней­шим принципом этого метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности личности, независимо от их содержания, формы и качества. Одним из продуктов арттерапии выступает проективный рисунок, который служит средством уси­ления чувства идентичности ребенка. Рисунок помогает детям уз­нать себя, свои способности, является средством выражения эмо­циональных состояний, страхов. В качестве арттерапии может выс­тупать и творчество самого психотерапевта (лепка, рисование и др.), способствующее лучшему взаимодействию с клиентом. §}, Арттерапия, направленная на коррекцию личностного разви­тия, находит в современной зарубежной психологии широкое при­менение для разных возрастных групп детей и подростков, а также взрослых.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образа­ми. Среди применяемых здесь приемов можно выделить импрови­зированный диалог, пересказ литературного произведения, им­провизацию ситуации или сюжета, исполнение роли в спектакле, пересказ и драматизацию народных сказок, различные театрали­зации и т.д. Цели и задачи имаготерапии заключаются в развитии у клиентов коммуникативных способностей, способности адекват­но реагировать на неблагоприятные ситуации, мобилизовать жиз­ненные ресурсы в непредвиденных обстоятельствах, развитие ком­муникативных способностей, готовность к самоидентификации и развитию “Я-образа”, что ведет к обогащению жизни новыми переживаниями, пробуждает желание увидеть ситуацию другими глазами. Имаготерапия укрепляет и обогащает эмоциональные ре­акции и впечатления клиентов, формирует у них стремление к самопознанию и самоизменению.

Натуртерапия — это форма психотерапии, способствующая са­моизменению клиента посредством единения с природой. Здесь можно говорить о видеоэкологии, в основе которой лежит изме­нение гомогенной визуальной среды во избежание постоянного восприятия агрессивной монотонной внешней среды. Некоторые исследователи говорят о положительном влиянии на психическое состояние человека ландшафтотерапии и об отрицательном воз­действии городских строений. Изменение ландшафтного дизайна благоприятно влияет на общее состояние человека. Исходя из этого многие психотерапевтические сеансы предлагается проводить в условиях естественной природной среды — в парке, у озера, а не в замкнутом однообразном пространстве помещения. Натуртерапия выступает как одно из средств релаксации личности, снятия напряжения и восстановления собственных ресурсов

Реферат опубликован: 5/06/2007