Введение в профессию

Страница: 17/22

Музыкальная терапия вместе с арттерапией может стать эф­фективным методом лечения и профилактики психического здо­ровья личности.

Эффективность психотерапевтического воздействия и психо­логической помощи в целом определяется не только выбранным направлением и конкретной методикой, но во многом зависит и от личности самого психотерапевта. Его профессиональная подго­товка, мера владения психотерапевтическими приемами и мето­дами, умение создавать атмосферу доверительного и недиректив­ного взаимодействия, собственные личностные качества и ресур­сы самым непосредственным образом оказывают влияние на эффективность психологического воздействия. Таким образом, ос­новной ресурс позитивной психотерапии — это специалист-пси­хотерапевт, выступающий основным инструментом своей работы.

Здесь чрезвычайное значение приобретают профессиональные воз­можности психотерапевта, его направленность на использование своих индивидуальных и профессиональных качеств, развитие про­фессиональных умений и совершенствование технологий сбере­жения собственного потенциала.

Развитие и совершенствование профессионального становле­ния психотерапевта — достаточно сложный, длительный и нерав­номерный процесс, в котором есть спады и подъемы, достижение плато, пребывание на нем и переживание кризиса. Как пишет В. В. Макаров в “Избранных лекциях по психотерапии” (1999), кри­зисы, через которые проходит психотерапевт, — это очередные инициации, открывающие доступ к новым профессиональным вер­шинам. Настоящий психотерапевт проходит череду таких инициа­ции. Только отдельные гармоничные личности могут счастливо развиваться, избегая кризисов своего профессионального станов­ления.

Согласно В. В. Макарову, можно выделить два крайних вариан­та профессионального стиля психотерапевта: профессионал, за­крытый для клиентов и коллег, и профессионал, открытый для тех и других. Каждый профессионал несет в себе черты как откры­тости, так и закрытости, а для удобства понимания важно выделе­ние крайних полюсных вариантов.

Закрытый психотерапевт нуждается в меньшей личностной подготовке и в меньших затратах на восстановление и развитие своих профессиональных ресурсов. Он больше озабочен созданием собственного образа. Открытый терапевт, использующий в работе ресурсы своей личности, нуждается в глубоком личностном ана­лизе и тренинге. Закрытый терапевт способен выносить большие нагрузки. Продуктивная работоспособность открытого психотера­певта более ограничена.

По данным ряда исследований, открытые психотерапевты доль­ше сохраняют свою трудоспособность и их профессиональный рост и мастерство не имеют временных пределов развития; закрытые терапевты достаточно быстро достигают потолка в своем профес­сиональном мастерстве, а далее занимаются тиражированием на­работанных профессиональных клише.

У каждого специалиста существуют индивидуальные способы восстановления и развития собственных ресурсов. Обычно они формируются эмпирически и представляют собой часть жизнен­ного опыта. Важно также учитывать и осознавать влияние окружа­ющей среды, уметь устранять его негативные последствия.

Таким образом, в работе психотерапевта в персонифициро­ванной форме воплощены представления об индивидуальной норме психического развития и психического здоровья. Это весьма важно, так как психотерапевт, занимаясь реконструкцией лично­сти клиента, берет на себя часть ответственности и за состояние его психического здоровья. Уникальность взаимодействия психо­терапевта и клиента состоит в особом видении человека и в воз­можностях исходя из этого предлагать пути позитивного измене­ния его отношений к самому себе, к другим людям, к обществу, своей семье. При этом психологическое воздействие может быть позитивным только в том случае, когда за работу берется профес­сионал, специализирующийся в определенной области практичес­кой психологии, будь то психология семейных отношений, про­блемы психического развития детей или индивидуальная терапия дезадаптированной личности. Поэтому специализация в области практической психологии должна соответствовать европейскому и мировому уровню подготовки профессионалов.

Реферат опубликован: 5/06/2007