Введение в профессию

Страница: 5/22

1. Исследование проблем — установление контакта с клиен­том и достижение обоюдного доверия.

2. Двумерное определение проблем — стремление консуль­танта точно охарактеризовать проблемы клиента, устанав­ливая как когнитивные, так и эмоциональные их аспекты, уточнение проблем, достижение одинакового их понима­ния клиентом и консультантом.

3. Идентификация альтернатив — выяснение и открытое об­суждение возможных альтернатив решения проблем.

4. Планирование — критическая оценка альтернатив решения.

5. Деятельность — последовательная реализация плана реше­ния проблем.

6. Оценка и обратная связь — совместное оценивание уровня достижения цели и обобщение достигнутых результатов.

Выделение в процессе консультирования этапов необходимо для его понимания и анализа, однако в реальности процесс зна­чительно обширнее, сложнее и не так четко структурирован, вы­деление стадий условно и их взаимоотношения в практической работе не столь однозначны, как это представляет любая схема.

Общим фактом, на который обращают внимание все исследо­ватели, является то, что начало консультативного процесса, пер­вый его этап, заключается в установлении особых отношений меж­ду психологом и клиентом. Эти отношения можно определить как консультативный контакт, построенный на доверии клиента психо­логу. Необходимость установления доверительных отношений как одно из наиболее важных условий возможности консультирования под­черкивается всеми психологами вне зависимости от того, в какой сфере они оказывают свои услуги — в сфере возрастного консульти­рования [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]; индивидуального консультирования [Кочюнас, 1999]; семейного консультирования [Алешина, 1994]; психологического консалтинга в области менедж­мента и корпоративного производства [Тобиас, 1999] и др.

Однако определение и понимание сущности консультативного контакта не столь однозначны. Тем не менее можно выделить несколько уникальных черт, отражающих суть этого сложного явления:

- эмоциональность (контакт возникает не столько на уровне понимания, сколько на уровне переживания, чувствования);

- интенсивность (это искренние отношения, построенные на взаимном обмене переживаниями);

- динамичность (консультативный контакт не есть что-то зас- тывшее, неизменное);

- конфиденциальность (обязательство консультанта не рас­пространять сведения о клиенте способствуют доверитель­ности);

- поддерживающий характер (постоянная поддержка со стороны консультанта создает у клиента чувство безопасности - отношений) [Кочюнас, 1999].

Создание атмосферы доверия, терапевтического климата яв­ляется основной задачей психолога на начальном этапе консуль­тирования и зависит прежде всего от его личностных качеств и установок по отношению к клиенту и консультативному процессу. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно не­обходимы качества, выделенные в 1951 г. К. Роджерсом: искрен­ность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Ис­кренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что “в межличностных от­ношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания . Он должен оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта”.

Искренний консультант остается самим собой, а не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естествен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соот­ветствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.

Реферат опубликован: 5/06/2007