Введение в профессию

Страница: 8/22

Именно чуткое, эмпатическое, внимательное и активное выслу­шивание делает общение с психологом уникальным, дает челове­ку, обратившемуся за психологической помощью, особый опыт полного понимания и принятия.

2. Получение информации о клиенте невозможно без умелого опроса. Несмотря на то что вопросы являются важным и необходи­мым моментом консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания, использование вопросов должно быть крайне осто­рожным. Беседа, перенасыщенная вопросами, рискует превратиться в поверхностный, формальный, похожий на игру в “пинг-понг” обмен репликами, а у клиента может возникнуть чувство, что его допрашивают.

Любой вопрос должен быть обоснован и уместен. Необходимо, чтобы клиент понимал, с какой целью его опрашивают, видел связь между вопросом и оказываемой ему психологической помо­щью, чтобы не возникало ощущение, что ответ удовлетворяет праздное любопытство.

Задаваемые вопросы должны в большей степени сосредоточи­вать внимание клиента на чувствах и переживаниях и в меньшей степени приводить к обсуждению фактологии жизни, биографи­ческих данных. Не следует нагромождать вопросы друг на друга, ставя одновременно несколько вопросов или предлагая разные варианты формулировок одного и того же вопроса.

Формулировка вопроса должна быть по возможности простой, краткой и понятной клиенту. Для консультанта важно, задавая воп­рос, получить на него ответ, даже если клиент отвечает не сразу и возникает пауза. Не следует торопить клиента, проявлять беспо­койство в связи с затянувшимся молчанием, предлагать свои ва­рианты ответов, задавать наводящие вопросы — все эти действия консультанта могут вызвать у клиента ощущение дискомфорта, опасности, напряженности.

3. Отражение содержания помогает консультанту постепенно пе­ревести клиента с уровня поверхностных к более глубоким пережи­ваниям. Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходи­мо уточнять, перефразировать или обобщать его высказывания. Очень важно, чтобы процесс отражения содержания происходил осторож­но, пошагово, не вступая в конфронтацию с клиентом и не прово­цируя сопротивление. Цель уточнений состоит в более полном, объем­ном охвате того, что происходит с человеком, и создании целост­ной картины во всем многообразии связей и взаимоотношений. Перефразирование и переформулировка помогают выкристалли­зовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде. Видоиз­менившись, высказывание становится яснее, конкретнее и понят­нее самому клиенту, открывая ему новый взгляд на излагаемую проблему. Однако, уточняя и переформулируя, психолог не дол­жен выходить за пределы очевидного для клиента, искажать или заменять его мысль, добавлять что-либо от себя, дословно повто­рять высказывания клиента, так как в этом случае у него может создаться впечатление, что его передразнивают, над ним подшу­чивают. В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания, что помогает клиенту систематизировать свои мыс­ли, вспомнить, что было сказано.

4. Непременная составляющая отношений двух людей — по­знание и отражение чувств партнера. Отражение чувств тесно свя­зано с перефразированием высказанных клиентом мыслей, но в случае, когда мы говорим о переживаниях, это более глубокий процесс, попытка приоткрыть внутреннее, субъективное, личност­ное содержание излагаемых фактов из жизни, событий. Главное правило психологического консультирования состоит в приорите­те вопросов о переживаниях и существенной роли отражения чувств. Концентрируя внимание на субъективных аспектах, акцентируя эмоциональные переживания, психолог помогает клиенту разоб­раться в своих чувствах, выступая при этом в качестве зеркала, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих пережива­ний. Отражение чувств включает в себя их идентификацию, опре­деляющую разнообразные чувственные нюансы, принимая во вни­мание любые эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные, амбивалентные.

Реферат опубликован: 5/06/2007