Введение в профессию

Страница: 9/22

5. Для выявления скрытого, но существенного содержания ис­пользуется интерпретация того, что рассказывает клиент. Интер­претация — важный шаг в процессе консультирования, имеющий характер психологического воздействия и дающий клиенту воз­можность по-иному увидеть и понять поведение свое и окружаю­щих. Сущность интерпретаций и возможность их использования в консультативном процессе во многом определяются теоретичес­кими установками консультанта.

Продуктивность интерпретирования зависит от двух факторов: от готовности клиента к принятию интерпретации и от адекватно­сти момента. В связи с этим не уместно пользоваться этим при­емом на начальных этапах консультирования. Интерпретация дол­жна связываться с тем, что клиент уже знает. Своевременность и адресованность личности, имеющей достаточный опыт в самопо­знании, усиливает терапевтическую ценность интерпретации, не­соблюдение этих условий может привести к сопротивлению со сто­роны клиента, к враждебности или к эмоционально равнодушной реакции, свидетельствующей об ослаблении межличностного кон­такта. Несмотря на значимость интерпретации, не следует ею зло­употреблять, формулировать интерпретации лучше в виде допу­щений или выдвигаемых гипотез, в этом случае они легче прини­маются клиентами и не вызывают резкого сопротивления и актуализации защитных механизмов.

6. Консультативная беседа предполагает эмоциональную вовле­ченность не только клиента, но и самого консультанта. Диалог-общение предполагает самораскрытие с обеих сторон. Однако со стороны консультанта важно, чтобы самораскрытие было умест­ным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе. Открытость консультанта придает сме­лости клиенту, создает атмосферу безопасности, увеличивает взаим­ное доверие.

Рассказывая о своем опыте и своих переживаниях, психолог при­держивается принципа “здесь и сейчас”, акцентируя внимание на той ситуации, которая связывает консультанта и клиента, не обра­щается к прошлому или другим ситуациям, которые не имеют отно­шения к проблемам клиента и далеки от него. Важно, чтобы кон­сультант не злоупотреблял самораскрытием, здесь очень важен фак­тор времени. Преждевременное самораскрытие, самораскрытие вне контекста беседы тормозят общение, снижают его продуктивность, могут испугать клиента. Необходимо учитывать уместность и своев­ременность личной информации, соблюдать принцип пошагового продвижения в самораскрытии по мере развития и углубления со­держания, взаимности и доверительности отношений.

Мы обсудили некоторые, наиболее важные принципы (техни­ки) ведения консультативной беседы, усвоение которых поможет сделать процесс психологического воздействия эффективным. Одна­ко следует отметить, что реально овладеть умением вести консульта­тивную беседу можно только через длительную супервизорскую прак­тику, именно в этом случае формируется необходимая для полно­ценной и продуктивной работы профессиональная рефлексия.

Психологическое консультирование, ориентированное на решение

конкретной проблемы и достиже­ние конкретной цели, служит своеобразной ступенькой к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Психологическое консультирование — это ориентированная на проблему работа с клиентом, так называемое проблемно-ориен­тированное консультирование, а психотерапия — это работа с глу­бинными уровнями самопознания личности, или личностно-цен-трированная терапия.

По традиции, существующей в психотерапии, обратившийся за психологической помощью человек называется пациентом, а не клиентом. Важное отличие психотерапии от психологического консультирования состоит и в том, что между пациентом и психо­терапевтом устанавливаются особые отношения, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важней­ших средств углубления и расширения возможностей воздействия. В консультировании подобные вопросы не всегда являются пред­метом обсуждения. Психологическое консультирование чаще бы­вает краткосрочным, в то время как психотерапия может длиться несколько лет. Кроме того, работа психотерапевта требует специ­альной подготовки, включающей ряд необходимых этапов: соб­ственный индивидуальный психотерапевтический опыт в качестве клиента, затем длительный период супервизорской практики и, наконец, собственную психотерапевтическую практику под кон­тролем супервизора [Алешина, 1994; Поляков, Спиваковская, 1985]. Требования к образованию специалистов по психотерапии значительно более жесткие и включают в себя наряду с теорети­ческой психологической подготовкой и определенные медицин­ские знания.

Реферат опубликован: 5/06/2007