Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

Страница: 9/14

Хотя в этом возрасте многие социально-психологические характеристики мальчиков и девочек совпадают, ряд из них обнаруживает различия [Коломинский Я. Л., 1971]. Пол учеников не влияет на их статус в классе. Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов мальчиков ч девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны среди сверстниц, ибо для девочек важнее быть социально приемлемыми. У мальчиков же такие лица наименее популярны.

«В возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны, мальчики более экстравертировнны»[4]. Ряд различий связан с процессом обучения: в развитии речи девочки успешнее мальчиков. мальчики же успешнее в математических суждениях. пространственных операциях; чаще мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки - в группе, причем лучше в смешанной по полу; девочки лучше справляются с заданиями, допускающими обыденный или трафаретный метод решения; уже в начальных классах мальчики выше по способности продуцировать творческие идеи; влияние специальных факторов (уровень образования в семье, помощь педагога) на девочек значительно выше; у мальчиков чаще возникают поведенческие и учебные трудности: волевая задержка двигательных реакции больше у девочек[5]; у мальчиков меньше время словесно-ассоциативных реакций.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты. другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола.

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем на 2—4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они. как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.

Характерно, что девушки, например, чувствуют себя в обращении с юношами более свободно, чем юноши с девушками. В любом возрасте представители женского пола более склочны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем жен-шины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах — например, в походе. куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными. и в данной ситуации явно продуктивнее девочек. Частично это связано с тем. что сама школьная деятельность по своему характеру ближе к привычной дома деятельности девочек, чем мальчиков. и с тем, что последние всегда склонны к более неожиданным и выходящим за привычные рамки делам, которые девочек. напротив, нередко настораживают

Реферат опубликован: 16/06/2006