Виды и типы уроков истории

Страница: 2/8

Данная типология недостаточно учитывает развивающую цель обучения. В ней не выделен как особый тип развивающий урок, на котором интенсивно формируются умения. Следует, видимо, согласиться с А. А. Вагиным, который выделил в особый тип уроки формирования навыков и умений: «Умения работы с кар­той, картиной, иллюстрацией в учебнике, составление таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и об­общением, но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25—30 минут показу учащимся новых приемов записи, работы по контурной карте, ра­боты с учебником»[1].

Новой учебной программой обращено самое серьезное внима­ние на формирование умений. Очевидна необходимость введения специальных уроков по выработке умений и навыков в самостоя­тельную систему по каждому классу.

Особый тип урока представляют семинарские занятия по ис­тории в старших классах. Задача внедрения в старшие классы элементов лекционно-семинарской формы обучения требует даль­нейшей теоретической и практической разработки методики та­ких уроков.

Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об из­вестной узости типизации уроков только по звеньям процесса обучения. Необходимо, учитывая потребности школьной практи­ки, в методике преподавания истории применять и другие подхо­ды к типизации уроков. Представляет интерес перечень возмож­ных типов уроков в «Дидактике средней школы»3: уроки предъяв­ления и усвоения (изучения) нового материала; уроки примене­ния знаний и формирования навыков и умений; проблемные с творческим применением знаний и умений и комбинированные уроки, сочетающие разные структурные элементы.

В этой классификации уроков, если ее применять к истории как предмету преподавания, вызывает большие сомнения выде­ление в специальный тип проблемного урока с творческим приме­нением знаний и умений. В практике преподавания такие уроки встречаются крайне редко. Представляется, что проблемность и творче­ские задания должны применяться в любом типе урока, если его содержание и подготовленность класса открывают такую возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок за­крепления, отрывая его от контроля знаний и умений.

Программой по истории для закрепления знаний, по наиболее важным и трудным темам и разделам запланированы уроки обобщения.

Опираясь на упомянутую дидактическую концепцию типиза­ции уроков и другие типы уроков, учитывая необходимость обуче­ния учащихся рациональным приемам деятельности по формиро­ванию умений и всемерную интенсификацию их самостоятельной работы как на воспроизводящем, так и на творческом уровне, наиболее приемлемыми можно считать следующие типы: 1) уро­ки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока неча­сто, но современные учебники истории значительно расширяют возможности таких уроков; 3) комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.

Выбирая тип урока, учитель руководствуется прежде всего особенностями содержания подлежащего изучению учебного ма­териала, его объемом и возрастом учащихся. Если учебный мате­риал весьма важен в воспитательном плане, учитель выберет комбинированный тип урока с неполным набором звеньев про­цесса обучения или урок изложения нового материала. Так, урок «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть вели­чие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. Рассмат­ривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя Дмит­рия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое — жизнь. На уроке героям противопоставляется преда­тельская позиция рязанского князя Олега и нижегородских кня- зей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описа­нием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.

По ходу урока учащиеся закрепляют умение работать с исто­рической картой и картой-схемой. В ходе рассказа учителя или в конце урока обсуждаются один из таких, например, во­просов: почему русский народ победил в Куликовской битве? Какие действия полководцев русского войска способствовали по­беде? В чем заключалось историческое значение победы на поле Куликовом?

Реферат опубликован: 29/11/2008