Виды и типы уроков истории

Страница: 4/8

Урок повторения, проверки и учета знаний имеет, как прави­ло, такую структуру:

1) краткое вступительное слово учителя о цели урока и тематике тех знаний, которые будут повторяться и проверяться устно или письменно (по карточкам) с обязатель­ным использованием соответствующих наглядных пособий и т.д.;

2) повторение, проверка и учет знаний методами устного опро­са с привлечением учащихся для поправок и дополнений, анали­за и рецензирования ответов товарищей; фронтальной беседы; опроса с составлением на классной доске плана, хронологиче­ской или тематической таблицы, схемы политического строя и т. п. Письменная проверка знаний содержания пройденного ма­териала и др.;

3) домашнее задание.

Каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время спо­собствует и наиболее интенсивному решению той или иной сто­роны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в других—отдается предпочтение тому типу урока, объем и харак­тер учебной информации которого позволяет учителю организо­вать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, когда они должны добывать знания и приобретать необходимые умения. Учитель должен видеть все многообразие типов уроков, рационально применять их в конкретных условиях.

2. Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от харак­тера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уро­ки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уро­ков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, по­лугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся. Однако очень важно,чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и яв­лений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его мо­гут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изуче­нию нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя органи­зуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой вы­полнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем лите­ратуры и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащи­мися.

Уроки, целиком посвященные изучению но­вого материала (лекции), и уроки семинарского типа, открываю­щие возможности для всех видов самостоятельной работы уча­щихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков.

Реферат опубликован: 29/11/2008