Военное воспитание в Спарте

Страница: 7/8

На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для этих целей использовались разнообразные методы. Так, например, для воспитания мужества широко применялись жестокие публичные наказания и показательные бои без использования оружия, право на ношение которого необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами, таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.

Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был менее интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесь уделялось закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином, принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши овладевают азами грамоты и занимаются музыкой, которая также находиться в подчинении военной идеологии.

Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получением всех социальных и гражданских прав, вхождением в политическую жизнь общины и получением разрешения примать участие в общественнных трапезах.

Таким образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физических способностей в ущерб эстетической качеств души человека.

Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждают спартанский максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенно относительно того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию для большего укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитании тела видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для оборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа поддерживают некоторые воспитательные методы спартанцев.

The previous version.

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач, поскольку их первостепенная значимость очевидна. Так, если у власти в стране стоит политически безграмотный человек, то какими бы колоссальными ресурсами это государство не обладало, оно все равно попадет в подчинение более развитым странам.

Если же мы обратимся к истории древнейшего мира, то даже здесь можно найти подтверждения тезису о важности образования, хотя оно и имело несколько другие формы. Несомненно огромное значение для всего человечества открытие огня, бронзы, первых орудий труда. И все эти знания передавались потомкам посредствам наскальных рисунков и надписей, что сыграло большую роль в процессе становления цивилизации.

Итак мы видим, что каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание образования хронологически меняется, но цель его всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке.

Таким образом, факт необходимости образования очевиден. Однако, какую роль оно играет для государства в целом?

Аристотель писал: “ . в тех государствах, где предмет воспитания находится в пренебрежении, оно само терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости.”[25] Таким образом философ приходит к выводу о существовании тесной взаимосвязи между образованием и государственными интересами. Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе изучить, насколько сильно воспитание может повлиять на государственный строй и на его судьбу. А для этого прежде следует подробно изучить систему воспитания на определенном этапе развития государства, а затем проследить его исторические последствия.

В качестве примера я выбрала один из полисов Древней Греции - Спарту. Это военное государство, на мой взгляд, является наиболее ярким образцом взаимосвязи трагической судьбы народа с политикой воспитания.

Реферат опубликован: 26/09/2008