Вольдорские школы

Страница: 9/10

Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой человек ищет — сначала неуверенно и неумело — личную связь с миром и осознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь использу­ются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные на­уки и пр.) он учится тщательно изучать материал, точно наблю­дать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обоз­римым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них спо­собность ясного суждения. При выработке суждения молодой человек учится на феноменах выявлять в своем мышлении по­нятия и идеи, которое выражают духовные связи.

Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание нуждается в преиму­щественно феноменологической ориентировке. Модели обсуж­даются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке ученика, то теряют скрытый догматизм, парализующие действующий на людей этого возраста, который слепую веру выдает за научное знание.

Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а у ж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетиче­ского переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живо­го развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого суще­ства на разных стадиях развития. Великие произведения лите­ратуры откроются ему только в том случае, если будет достаточно зрелым его понимание человеческой судьбы, чело­веческих характеров и т.п. То же самое относится и к матема­тике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно, что­бы действующий в подростках и молодых людяхдух не приоб­рел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориента­ция молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, соци­альные проблемы изучаются точно также, как астрономияилиматематика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должноучить жизни.

Заключение

Что же лежит в основе различий между методами преподава­ния в обычной и вальдорфской школах? Прошлые десятилетия показали недостаточность традиционных научных объяснений и подходов во многих областях жизни. Аналитический, количе­ственно ограниченный взгляд на природу и человека блокирует доступ к более глубоким пластам действительности. Преодоле­ние этого суждения стало жизненной проблемой. Поэтому при­держиваться господствующих в прошлом взглядов было бы фатальным анахронизмом, даже если инстанции школьной администрации придают ему юридическую силу. Вальдорфские школы стремятся посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Речь идет о познании и поиске истины. Напротив, однозначно связано с мировоззрением, например, преподавание на базе позитивистских научных взглядов; оно приносит вред, т.к. сдерживает душевное и духовное развитие.

Реферат опубликован: 30/11/2007