Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

Страница: 5/6

боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови).

Данная информация позволяет корректировать тактические дейс-

твия уже в каждом боевом эпизоде.

Таковы назначение и роль наблюдательности и вниматель-

ности и в других видах спорта, особенно в спортивных играх,

где необходимо еще заботиться о согласованности собственных

действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внима-

тельность теснейшим образом связаны с антиципацией и такти-

ческим мышлением спортсменов.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В физическом воспитании и спорте, как в любой другой

деятельности, внимание является обязательным компонентом.

Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в

условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-

ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-

вы.

В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та

или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-

щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением

спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-

ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-

ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-

нер или сам спортсмен, и определяется направленность созна-

ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой

атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-

тель ставит перед группой старших школьников задачу: совер-

шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и

направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-

ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель

ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе

полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие

собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-

ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,

выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в

каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены

на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.

Эти факты не только определяют значение задачи в нап-

равленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что,

поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что

она принята всеми.

В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз-

нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и

воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-

можно более высокого спортивного результата. Особенность же

проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-

да спорта условий деятельности.

Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-

та - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие

свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО

линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый

из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для

любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, от-

рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус-

ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак-

тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как

правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда,

оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в

состоянии полной готовности к соревнованиям.

Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-

ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-

ление всех свойств внимания.

Прежде всего это относится к полной сосредоточенности

на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично.

Игра требует его распределения, при котором в сознании отра-

жаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и

ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема,

варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наг-

лядно действенного мышления при решении тактических задач.

Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью

контроля и саморегуляции собственных действий, поступков,

самочувствия.

Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-

те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус-

ловия деятельности, требующие проявления внимания, в то же

Реферат опубликован: 27/08/2007