Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения

Страница: 3/7

Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общедидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития (навыков) познавательных процессов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности во время выполнения трудового задания.

Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.

В этом плане вспомогательная школа достигла удовлетворительного выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении некоторых учащихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих учащихся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.

Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.

Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями / устными и письменными /, чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Таким образом, наше исследование направленно на поиск и обоснование конкретных педагогических путей решения проблемы воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

В предлагаемой работе проводится:

1. Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий.

2. Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу путем:

a) наблюдения на уроках;

b) проведения специальных контрольных работ для определения степени самостоятельности у учащихся спец. школы.

3. Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения практических заданий по швейному делу.

Глава 2. Состояние профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательной школы

п.1. Общая характеристика постановки обучения швейному делу во вспомогательной школе

Изучение постановки профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе показывает, что за последние годы произошли значительные перемены. Производственные мастерские, в которых учащиеся обучаются швейному делу, имеют достаточное оснащение. Многие школы организовывают производственную практику учащихся непосредственно на производстве.

Однако в целом имеется большое количество недостатков. Наиболее серьезным недостатком является то, что в процессе трудового обучения мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты исследования показали, что большинство из выпускников не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в новом коллективе.

В чем же кроется причина?

Были проведены специальные исследования уровня знаний и умений учащихся выпускного класса. Данные исследования показали, что учащиеся этого класса владеют швейной машиной в пределах требований производства, знают технологию обработки деталей программных изделий, большинство из них умеют пользоваться измерительными инструментами /сантиметровой лентой, линейкой /.

Наряду с этим оказалось, что многие учащиеся не умеют определять лицевую и изнаночную сторону ткани, особенно гладкокрашенной, совсем не разбираются в свойствах ткани, с большим трудом выполняют задания по инструкции. Но особенно большие трудности для учащихся вспомогательной школы представляет определение последовательности изготовления изделий. Еще большую сложность для них представляет описание процесса выполнения задания. Учащиеся подчас не могут разобраться в чертеже данного изделия, не знают контурные срезы изделия. Такие пробелы в знаниях выпускников ограничивают их возможности выполнять трудовые задания самостоятельно.

Реферат опубликован: 1/02/2008