Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 7/25

Эффективным приемом обучения самостоятельной ходьбе яв­ляется создание взрослыми ситуации, которая вынуждала бы ребенка сделать первый самостоятельный шаг. Например, воспи­татель зовет ребенка, показывая ему привлекательную игрушку, малыш тянется к ней и делает первые шаги. При этом следует оберегать детей от возможного падения, так как страх перед падением может затормозить развитие ходьбы.

В период от 9—10 мес. до 1 года происходят качествен­ные изменения в деятельности детей с предметами. В связи с усложнением координации рук и глаз у детей появляется способ­ность соотносить предметы между собой: нанизывать колечки на палочки, вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия, подносить чашку ко рту куклы и т. п. Значение развития подобных умений ребенка огромно. Во-первых, потому, что в процессе овладения соотносимыми действиями развивается мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых, устанавливается чет­кая координация движения глаз и рук. В-третьих, специально орга­низуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приво­дит к развитию наглядно-действенного мышления. Малыш может нанизывать на палочки вначале кольца от погремушек, позже — кольца пирамидки, “кормить” не только куклу, но и зайку, и мишку. В-четвертых, направленность действий на получение оп­ределенного результата способствует развитию их произвольно­сти. И наконец, значительное число разученных действий с пред­метами служит фундаментом, на котором строится игровая дея­тельность на втором году жизни.

Организуя бодрствование детей конца первого года жизни, воспитатель должен пристально следить за правильным исполь­зованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых манипулятивных действий с ними: постукивания, размахивания предметами и т. д. Видя, что ребенок устал заниматься игруш­ками, взрослый должен переключить его на другой вид дея­тельности, например на рассматривание новой игрушки. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам и пособиям, необходимо периодически на некоторое время убирать их.

Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втул­ки, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассо­вые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертыва­ния их. Пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые посо­бия следует предлагать для самостоятельной игры только после

130

того, как дети научатся правильно обращаться с этими предмета­ми в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению.

В обучении детей действиям различают несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель берет руки малыша в свои и проделывает с ним разучиваемые действия, например открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие п о слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесно­му указанию: открой матрешку, закрой матрешку. Таким же методом дети учатся выполнять ладушки, до свидания, пока­зывать части тела на себе и на кукле и т. д.

Систематическое индивидуальное общение воспитателя с деть­ми расширяет запас понимаемых ими слов. На первом году жиз­ни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчи­тывается 20—30 слов. Это слова, обозначающие части тела (гла­за, нос, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка) и т. д. Для развития понимания названий пред­метов можно провести занятия типа показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожидан­но для детей из “чудесного мешочка”, яркого платочка. Проде­лав с игрушкой одно-два действия (собачка бежит, лает и т. п.), ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки. Такие занятия можно провести с небольшой подгруп­пой (3—4 ребенка).

Реферат опубликован: 25/09/2006