Внешняя политика и деятельность КГБ при Ю.В. Андропове

Страница: 4/9

Все предшественники Андропова, заступая на высший пост, были моложе его. Сталин- в 42, Хрущев- в 59, Брежнев- в 57, Андропов- около 70. Поэтому времени выжидать, присматриваться у него не было.

Андропов, став 12 ноября 1982 года генсеком, в 1983 году присовокупил к партийному посту и должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, сохранил контроль над органами безопасности. Андропов сконцентрировал в своих руках еще большую власть, чем Хрущев или Брежнев. Но изменить ситуацию к лучшему не мог. И дело не в скоротечности правления Андропова, а в отсутствие каких- либо удовлетворительных способов поднять на “ ленинских рельсах”: система была на излете, а “убежденный консерватор”[12] Андропов не мог решиться на реформы. У системы остались лишь большевистские аргументы: ракеты, танки, интеллектуальный контроль, директивы партий, спецслужбы. Контраргументов у истории было больше: экономическая несостоятельность СССР, тотальная несвобода, мертвящая бюрократия и догматизм, отсутствие приемлемых “советских” способов и методов выхода из кризиса.

Политбюро ни по составу, ни по времени, ни по профессиональному отношению не могло качественно рассмотреть все проблемы. Андропов видел это. Но нельзя не заметить, что на политбюро стали все чаще рассматриваться вопросы спецслужб. КГБ-зация при Андропове не могла ослабеть, она возрастала. Едва заняв кабинет вождя Андропов уже 10 декабря 1982 года, согласился на обсуждение на “ самом верху” вопроса “ О привлечении советских граждан еврейской национальности к активному участию в контрсионистской пропаганде”. Естественно, решили создать соответствующую группу под эгидой КГБ.

Андропов, как и раньше, будучи Председателем КГБ, не отринул от себя и несколько щекотливой сферы деятельности. Не секрет, что советские спецслужбы поддерживали глубоко законспирированные связи с известными в мире террористическими организациями. Некоторые из них получали оружие из СССР, немало из этих людей проходило в СССР специальную и идеологическую подготовку; были случаи, когда отдельные боевики находили убежище в стране, “строящей коммунизм”. Андропов продолжил давнюю ЦК-овскую традицию и в 1983 году пригласил в СССР руководителей “ братских партий “; Хонеккера, Кастро, Чаушеску, Кадара.

В октябре 1983 году политбюро обсудило необычный вопрос: “ Об инициативе Советского государства в связи с предстоящим вступлением человечества в третье тысячелетие”. Образовали даже специальную комиссию ( Черненко, Горбачев, Алиев), решили выступить с инициативой в ООН о принятии подготовленного в Москве проекта декларации “ Мир, прогресс и процветание” (программа международного сообщества наций на 1985-2000 года). Конечно, этот амбициозный проект не мог быть принят мировым сообществом и быть реальным. Кто стал бы прислушиваться к “ наставлениям “ государства, ведущего грязную войну в Афганистане, поддерживающего международные террористические организации, исполненного психиатрическими лечебницами для усмирения инакомыслящих, не способного честно признать все детали гибели южно-корейского лайнера над Японским морем.

Если во внутриполитической сфере в качестве стратегического средства преодоления кризиса системы Андропов избрал “ наведение порядка, дисциплины”, то во внешнеполитической области такого универсального метода найти не удавалось. Каждый день на столе Андропова лежали документы, доклады о тупиковой ситуации в Афганистане, сохраняющейся напряженности в Польше, неопределенности грядущих отношений с Китаем, Японией, об опасно тлеющем конфликте на Ближнем Востоке и в Эфиопии, на юге Африки. Не складывались отношения с Западной Европой.

Реферат опубликован: 28/04/2006